Многие рассчитывали спокойно выпить свой утренний кофе за просмотром пятой серии Дома Драконов, ведь по логике вещей после горячего во всех смыслах четвертого эпизода должно было наступить затишье, но создателям вновь удалось нас удивить.
Центральной темой, как многие уже догадались стала свадьба Рейниры и Лейнора, которая должна объединить два Великих дома и положить конец обидам Веларионов.
Да, да, кажется мы уже видели парочку таких свадеб в Игре Престолов, с целью укрепить геополитические союзы, и не сказать чтобы это были те сцены, которые вспоминаешь с умилением и улыбкой.
По традиции мы постараемся обойтись без крупных спойлеров, но периодически будем обращаться к книжному первоисточнику, для лучшего понимания контекста.
Итак, серия начинается со знакомства с леди Реей Рой, той самой “бронзовой сукой”, о которой постоянно напоминали Деймону ранее. На самом деле он постоянно с отвращением отзывается о собственной супруге, выставляя ее чуть ли ни монстром, что лично у меня не было никаких сомнений в том, что Рея наоборот окажется весьма привлекательной девушкой.
Самое время вспомнить овец, с которыми Дэймон постоянно сравнивал женщин Долины, мол, животные и то симпатичнее. Уж не знаю, что ему не понравилось, ничего отталкивающего во внешности его жены точно нет. Скорее всего Дэймон так образно называет умиротворенных и скучных жителей Долины, к которым его буквально сослали подальше от королевского замка.
И в целом, овцы постоянно используются им как метафора - даже про свой меч Дэймон говорит, что “Темная Сестра жаждет крови, она ковалась для более благородных дел, нежели забивание овец”
Супруги встречаются в Долине, и зрителю сразу же становится понятно, что уж насколько Порочный принц недолюбливает Рею, она относится к нему с еще бОльшим презрением.
Тут сценаристы решили не оставлять почвы для размышлений, в отличие от книг, где не было однозначно указано, что именно Дэймон причастен к несчастному случаю на охоте, и эта теория ограничивалась слухами и догадками. Более того, самого Дэймона даже близко не было в Долине на момент этих событий(он был на Ступенях), но узнав о кончине своей супруги поспешил навестить Рунный камень, чтобы заявить свои права на наследство.
Также мы узнаем, что детей у пары не было по той простой причине, что брак так и не был консумирован. Действительно, несмотря на политическую выгоду этого союза, супруги с самого начала испытывали неприязнь друг к другу и Деймон дважды просил у короля разрешения расторгнуть брак по причине бесплодности.
Существует даже теория, что Рея испытывала бОльший интерес к женщинам, и в целом, ее сериальный образ сильной женщины в броне и с оружием тоже наводит на такие мысли. Скажем так, появление Реи в сериале было очень ожидаемым, но весьма краткосрочным.
В дополнительных материалах к серии, режиссер рассказала, что они хотели показать импульсивность Дэймона, и что означает эта набившая всем оскомину фраза “разбудить дракона”. Помните, Визерис аналогичным образом постоянно угрожал Дейнерис в первом сезоне?
Но если то был неразумный мальчик, который похоже и сам не понимал что это означает, в случае с Дэймоном мы видим не просто резкие перемены в настроении, а порой даже шокирующие и неуправляемые вспышки гнева. Возможно леди Рея могла остаться с переломанными костями, но в живых, однако своими язвительными фразочками она как раз и разбудила дракона. Самую жесть нам конечно не показали, но оно и к лучшему, думаю все итак догадались - что было дальше.
После такого старта зрители изрядно взбодрились уже на первых минутах серии, а тем временем повествование переносит нас на корабль, следующий в Дрифтмарк.
Для меня осталось небольшой загадкой - почему король Визерис лично поехал в Высокий прилив, чтобы предложить руку Рейниру Лейнору Велариону, и почему было не отправиться на драконах? Даже несмотря на то, что после смерти Балериона Ужасного, Визерис не стал приручать нового дракона, думаю мало кто осмелился бы противиться приказу короля подбросить его до островов.
Возможно договоренность о свадьбе не терпела отлагательств, потому что болезнь неотвратимо пожирает Визериса, и скрывать это становится все сложнее, но не исключено и то, что обида Корлиса на короля была столь сильна, что он бы никогда не сделал шаг первым.
Опять же, в таком случае можно было отправить десницу, как это и было принято в те времена, но, думаю, слухи о похождениях Рейниры уже поползли, а очередь из женихов заметно прорядилась, и король не мог больше откладывать решение этого вопроса.
Еще по промокадрам к серии было заметно, что Визерис стал совсем плох, и по прибытию в родовой замок Веларионов, он предстает неестественно бледным, с испариной, и явно стремится побыстрее приступить к делу.
Поначалу королевскую делегацию вроде бы возмущает непочтительность собственных вассалов - лорд Корлис даже не удосужился встретить государя, но Визерису уже не важны эти формальности.
Время явно не на стороне короля, и он не питает по этому поводу никаких иллюзий - Визерис прекрасно понимает, что болезнь прогрессирует и умиротворенной старости ему не видать. Именно по этой причине бедная Алисента рожает детей одного за другим, а брак Рейниры - дело первостепенной важности.
Существует немало теорий, чем именно болеет Визерис - в книгах Мартин не дает точного названия недуга. Чаще всего упоминается возможный диабет, ржавчина от трона, ну и конечно серая хворь. Пэдди Консидайн пояснил в своем интервью, что его персонаж болен одной из форм проказы, иными словами, это непрекращающийся воспалительный процесс в организме, который и вызывает необратимые изменения и стремительное ухудшение здоровья.
На самом деле Визерис еще весьма молод по современным меркам, ему всего 37 лет, и несмотря на то, что в целом король был великодушным, справедливым и, что редкость-любим своим народом, болезнь, ровно как и сытая умиротворенная жизнь постепенно превратили его в жалкое подобие того Таргариена, которым он был, вступая на престол.
Кстати, проказа, или лепра передается в первую очередь через физический контакт и дыхательные пути, так что не исключено, что сценаристы уготовили такую же несладкую участь Алистенте, либо же им придется объяснять нам, как король со столь заразным недугом не устроил в Королевской гавани эпидемию.
Рейнис, кузина короля как-то сказала, что семена войны часто бывают посеяны в мирное время, и эту фразу можно считать слоганом первого сезона.
Процветание и спокойствие, которыми характеризуют правление Визериса способствовали тому, что претендентов на престол с каждым годом становилось все больше, пиры с турнирами продолжались, но драконы одной партии начали все громче шипеть и огрызаться на драконов другой.
Новость о кончине Реи Ройс не слишком заботит Визериса, но на его лице мелькает тень сомнения - скорее всего его терзают опасения, что Дэймон снова станет вертеться поблизости от Железного трона.
Обсуждение грядущей женитьбы Рейниры и Лейнора сводится к преемственности, и несмотря на то, что король соглашается с тем, чтобы будущие внуки носили фамилию Веларионов, тот, кому будет суждено возглавить Семь королевств после его дочери все равно будет коронован как Таргариен. Собственно, в таком исходе переговоров никто и не сомневался, и если уж король решил выдать свою дочь замуж за сына Морского Змея, то так оно и будет.
В то же время будущие молодожены решили заранее прийти к определенным компромиссам. Дело в том, что являясь друг другу кузенами, они конечно были знакомы с детства, и изначально воспринимали этот брак как политический акт. К тому же, даже для родителей жениха не была секретом его гомосексуальность. Правда Корлис считал, что это все сложности подросткового периода и красивая молодая жена заставит его забыть о своих пристрастиях.
Тем временем в Королевской гавани мы наблюдаем прощание Алисенты со своим отцом. На посту десницы Отто Хайтауэра сменил Лионель Стронг, один из самых образованных и проницательных людей в Королевстве, хотя на первый взгляд этот чудаковатый мужчина такого впечатления не производит.
И вот тут-то Алисенте, и заодно и зрителю становятся понятны мотивы ее отца. С одной стороны королева понимает, что как бы она ни была преданна своему роду, у нее есть долг и теперь она часть королевской семьи, а Отто и вправду переборщил с интригами, навлек на себя гнев Визериса, и теперь должен заслуженно покинуть королевский двор.
Однако если вначале у десницы была надежда, что с появлением сыновей, король изменит свое решение о престолонаследии в их пользу, теперь же он вполне обоснованно боится за жизни членов своей семьи. Какие бы детские воспоминания и дружба не связывали Рейниру и Алистенту, после смерти короля первой будет необходимо избавиться от других претендентов на престол, потому что они всегда будут представлять угрозу.
Таких случаев множество и в реальной истории, во все времена династические кризисы сопровождались таинственными смертями принцев и принцесс, так что с этого момента жизнью Алисенты завладеет панический страх лишиться собственных детей.
Алисента в этом эпизоде словно оторвана от общей канвы повествования, она остается одна в Красном замке, наверное впервые мы видим ее вне общества Визериса, Отто и Рейниры, и пока все остальные решают важные политические вопросы, вокруг нее начинает собираться занятные личности.
В богороще она встречает сира Лариса Стронга, того самого парня в металлическом ботинке с королевской охоты. Едва ли это случайная встреча, как и предмет разговора.
Думаю, после этой сцены его определенно начнут сравнивать с Варисом и Мизинцем, самыми яркими зачинателями всех подковерных игр и дворцовых интриг. Однако в отличие от персонажей ИП, пока что Ларис не вызывает никакой эмпатии, совершенно непонятны его мотивы, как и цель, с которой он сообщает Алисенте, что в покои Рейниры тайно относили Лунный чай, да еще и по приказу отца.
Страшно представить, что творится в голове у бедной девушки, когда она понимает, что и король и подруга похоже ее обманывали, а отец - единственный близкий человек, который пусть сдержанно, но все же ее любит, покинул замок.
Но давайте оставим Алисенту наедине с ее внезапными открытиями и обратим внимание на верного спутника Рейниры - сира Кристона Коля.
Он тем временем предпринимает отчаянный шаг и предлагает Рейнире сбежать подальше от всей этой придворной суеты. Однако принцесса не оценила романтических порывов своего возлюбленного.
Я уже упоминала, что в книгах были две противоположные версии их взаимоотношений: первая, рассказанная шутом Грибком, утверждала, что это сама принцесса не давала прохода верному рыцарю и была в итоге им отвергнута, а вот септон Юстас напротив, рассказывал, что это сир Кристон проник в спальню принцессы, чтобы признаться ей в любви. Он умолял ее сбежать с ним за Узкое море и пожениться в Вольных городах, где у короля Семи Королевств нет власти и никому нет дела до их обетов и обещаний, но Рейнира отказала: она от крови дракона, и должна стать кем-то большим, чем женой наемника.
И после предложения остаться любовниками, наш благородный рыцарь неожиданно оскорбился до глубины души, мол, его поматросили и бросили, и складывается впечатление, что не Рейнира, а он в этой истории девица на выданье и теперь его опороченная честь станет клеймом на всю оставшуюся жизнь.
С одной стороны, если руководствоваться эмоциями, его наверное можно понять - возможно он и правда любит принцессу, но с другой, по словам самого Кристона, самая великая честь, когда-либо оказываемая его роду - это как раз его назначение в Королевскую гвардию. Так что перспектива стать фаворитом королевы, а возможно и отцом ее детей, стала бы для рыцаря из небогатого и никому неизвестного рода просто фантастической возможностью пробиться наверх.
Но сир Кристон показан настолько идейным персонажем, что его упертость и верность долгу не вызывает никакого уважения, а кажется просто абсурдной и глупой.
А теперь самое время вернуться к Алисенте:
Финальной и самой шокирующей новостью для молодой королевы становится признание Кристона Коля в связи с Рейнирой. Это, пожалуй, самое странное и фатальное недоразумение во всей истории, и если раньше можно было списать его истерику на корабле на уязвленные чувства, то тут попахивает откровенным отсутствием мозгов.
Причем, Алисента искала подтверждения слухам о Рейнире и Дэймоне и очень аккуратно подбирала слова, не упоминая имен, на что сир Кристон чистосердечно признается ей даже в том, о чем не спрашивали. Как говорится, болтун - находка для шпиона. И теперь Алисента убеждена, что ее падчерица не просто лгунья, а еще и распутница.
По возвращению с путешествия, нам наконец показывают, что дела у короля еще хуже, чем предполагалось, но по каким-то причинам мейстер отвергает предложение попробовать новые способы лечения. Также впервые королева не является по первому требованию Визериса. Возможно это начало раскола в их отношениях, или же демонстрация непослушания, но так или иначе, у этой пары согласно первоисточнику кроме уже показанных, будут еще дети, да и в самых ранних трейлерах Алисенту окружала целая орава ребятишек.
Ну и кульминацией серии становятся свадьба Рейниры и Лейнора. Судя по всему сценаристы решили, что бесконечные турниры утомят зрителя и часть событий, произошедших на турнире в честь свадьбы были перенесены уже в эту серию.
На пиршество является и овдовевший, но ничуть не омраченный этим Дэймон. После небольшой паузы ему-таки подставляют стульчик к королевскому столу, откуда он до самого финала будет пожирать глазами племянницу.
Одним из самых знаковых моментов становится появление Алисенты, облаченной в наряд цветов своего дома. По залу тут же пополз шепот, что зеленые огни Хайтауэров зажигаются когда Старомест собирает войска. Так что это определенно тот момент, с которого партия, поддерживающая Алисенту, стала называться зелеными, а сторонники принцессы Рейниры — черными.
Хотя на мой взгляд банкет выглядит слишком темным, а зал явно маловат, сама атмосфера передана прекрасно - порадовали как танцы, которых мы ранее не наблюдали в Игре Престолов, так и музыка, за которую мы знаем кого благодарить. Рамин Джавади уже давно стал синонимом качества и его произведения сложно с чем-то перепутать.
Рейнира и Леонор превосходно отыгрывают влюбленную пару, в то время как их сердца принадлежат совершенно другим мужчинам. Одного из них зовут Джоффри Лонмаут, или как он себя называет - Рыцарь поцелуев. и он довольно быстро вычисляет, что именно сир Кристон Коль является фаворитом Рейниры.
На самом деле конечно догадаться было несложно, эти несколько минут в отсутствие диалогов на экране, все заинтересованные лица изрядно нервничали и играли в нерешительные гляделки.
А тем временем за происходящим наблюдал Деймон. Вполне вероятно что он понимает, какой змеиный клубок в данный момент закручивается у ступеней Железного трона: Король продолжает делать вид что все в порядке и не может одолеть собственную тарелку, но не снимает перчаток, Алисента начинает активно собирать союзников, а Рейнира видимо думает что она выйдет замуж “ради отца и королевства”, а сама тем временем продолжит заниматься своими, более интересными делами.
Пусть принцесса и обижена на дядю за случай в борделе, воздух вокруг них чуть ли ни звенит от напряжения, она продолжает провоцировать Дэймона, словно забывая, что разговор происходит на ее собственной помолвке. Мол, если ты такой весь настоящий Таргариен-завоеватель, так чего ж ты не ворвешься в Королевскую гавань, не отвоюешь свое место силой и не женишься на мне? В какой-то момент зрители, да и король, который пристально наблюдал за этой сценой, подумали что вот - сейчас случится непоправимое.
Но, как говорится, что за свадьба без хорошей драки. Думаю, в деталях описывать происходящее не имеет смысла - эту зияющую дыру вместо лица мы еще не скоро забудем. Чуть раньше тот самый любовник Лейнора решил поведать Кристону, что он все про всех знает, в частности про его отношения с принцессой, ну а Кристон, который итак мог с минуты на минуту оказаться либо оскопленным, либо на виселице, очевидно подумал, что ему нечего терять, а честь Рейниры напоследок сохранить не помешает.
На самом деле эти события произошли немного иначе, сир Кристон вполне законно проломил череп Джоффри на турнире после свадьбы, после чего последний еще неделю мучительно умирал.
На том же турнире от Кристона досталось и Харвину Стронгу, после чего его начали называть Костоломанным - это как раз тот рыцарь, с которым столкнулась Рейнира, убегая из Блошиного конца в прошлом эпизоде. Он считался сильнейшим рыцарем семи королевств и также сыграл немалую роль в Танце Драконов. Пока же нам не дают никакого развития этого персонажа, но посмотрим как будут разворачиваться события.
Несмотря на трагедию, долг превыше всего, и брак между Рейнирой и Лейнором все же был заключен, а король, который последние несколько часов боролся с кровотечением, обессиленно рухнул на грязный пол, словно он крепился лишь для того,чтобы убедиться что клятвы действительно прозвучали.
Странно, что после произошедшего никто не стал искать гвардейца, который устроил кровавую расправу на королевской свадьбе, и Кристон Коль спокойно уединился в богороще, чтобы свести счеты с жизнью. Конечно вы уже знаете, что ему в последний момент помешает Алисента, и в каком-то смысле он теперь обязан ей жизнью, причем дважды - она не рассказала королю о его грехе и, судя по всему, поможет ему избежать наказания за убийство пусть не самого знатного, но все же гостя королевского двора.
Эта юная и наивная девушка превращается в расчетливую и непреклонную королеву, готовую на все, чтобы защитить своих детей, прямо на наших глазах, и пусть она еще только постигает искусство интриг, противостояние Черных и Зеленых уже началось и самое время искать союзников.
Кстати это была последняя серия с участием Эмили Керри и Милли Алкок, уже на следующей неделе их сменят Оливия Кук и Эмма Дарси. Так что скорее всего нас ждет очередной скачок во времени и как ни грустно это признавать - детские игры и капризы закончились, теперь для Рейниры и Алисенты начнется совершенно другая жизнь.