Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Ковчег 47 Либра" Бориса Штерна: соображения и возражения

Бориса Евгеньевича Штерна невозможно не уважать, и им трудно не восхищаться. Астрофизик, доктор физико-математических наук, но притом не "кабинетный" или "лабораторный" ученый, а яркая фигура общественной жизни (главный редактор прекрасной газеты "Троицкий вариант"), публицист, просветитель (в Ютубе немало его лекций о космосе), писатель-фантаст. При этом он пишет "твердую" фантастику, стараясь ни в чем не отступать от научного взгляда на вещи.

Большой резонанс в кругу любителей sci-fi вызвал его роман "Ковчег 47 Либра" (2016). Сначала роман публиковался в "Троицком варианте", потом вышел книжкой, сейчас есть и аудиокнига. Вещь неоднократно рецензировалась (например, тут).

В своих романах Штерн облекает в художественные образы те же самые идеи, о которых говорит в лекциях для широкой аудитории (и, наверное, в сугубо научных работах тоже).

О реальности или нереальности межзвездных перелетов он, в частности, рассуждал здесь, или в цикле лекций:

"Межзвездный перелет: зачем лететь", "Межзвездный перелет: куда лететь", "Межзвездный перелет: на чем лететь"; "Межзвездный перелет: техника и сроки"; "Межзвездный перелет: дизайн и защита" и "Межзвездный перелет: что там делать".

Я не только прочитала "Ковчег 47 Либра", но и посмотрела эти лекции.

Борис Евгеньевич Штерн. Фото Алексея Мельникова (Википедия). Все права на изображения принадлежат их авторам.
Борис Евгеньевич Штерн. Фото Алексея Мельникова (Википедия). Все права на изображения принадлежат их авторам.

Научная сторона концепции Б. Е. Штерна, вероятно, совершенно бесспорна. Она сводится к нескольким тезисам:

  • Дальний космос осваивать и хочется, и надо!
  • При нынешнем состоянии космической техники это практически нереально.
  • Хуже всего дело обстоит с физическими ограничениями, встроенными в природу гомо сапиенс: чтобы долететь даже до ближайшей звезды, пилоты и команда космолета должны прожить как минимум 10 000 лет. Понятно, что это совершенно невозможно (нет, анабиоз не выход).
  • "Корабль поколений" тоже не выход: человечество, запертое в консервной банке, летящей тысячелетиями неведомо куда, либо быстро вымрет от радиации и прочих неблагоприятных факторов, либо сойдет с ума. Взрослых людей никуда перевезти в сохранном виде не получится.
  • Что предлагается: везти глубоко замороженные эмбрионы. Они не столь уязвимы ,и им можно обеспечить защиту от радиации. А бодрствовать на борту будут роботы.
  • Полетит не один отважный кораблик, а целая флотилия, причем не стайкой, а "паровозиком". В книге и в лекциях Штерн обосновывает, почему это должно быть так.
  • На месте прибытия не получится сразу открыть двери звездолета, сойти на зеленую травку и счастливо зажить новой жизнью. Скорее всего, никакой травки там не окажется, а атмосфера будет не подходящей для землян. Потребуются тысячелетия (если не миллионы лет!) терраформирования новой родины. Лишь после того, как возникнет нормальная атмосфера, вода, растительность и всё такое прочее, можно будет оживлять эмбрионов. И людей, и привезенных вместе с ними животных.
  • Да, оживят их роботы. И учить всему тоже будут роботы. Только потом переселенцы начнут действовать самостоятельно и создадут какую-то свою цивилизацию.

И вот тут у меня начинаются возражения на грани неприятия всей этой заботливо выстроенной концепции.

Не нужно только сразу подозревать, что я "как мать говорю и как женщина". Хотя именно так оно и есть, - я и то и другое.

"Основная проблема не во внешних обстоятельствах, а в нашем менталитете", - поясняет Штерн в комментарии к последней из названных тут лекций.

Не только в менталитете, которому, по мысли ученого и писателя, недостает "альтруизма".

Альтруистом можно быть только за себя лично. Я, допустим, хочу пожертвовать собой ради будущего счастья процветания всего человечества. И никто не может мне, взрослому самостоятельному человеку, запретить распорядиться своей жизнью, как мне заблагорассудится. Раздать всё имущество бедным и уйти в монастырь молиться за страждущее человечество, рвануть на какие-нибудь баррикады с криком "No pasaran!", отправиться в космос без возврата - недостающее вписать.

Но я не могу быть альтруистом за чужой счет. Это невозможно по сути вещей.

Если мы признаем в каждом человеке разумную свободную личность, то мы не имеем никакого права заранее распоряжаться судьбой этой личности.

Даже если личность - еще эмбрион. Это чей-то ребенок. Ваш или не ваш, неважно. Если нет цели пустить его в расход на ранней стадии, а есть намерение вырастить из него человека, то у этого человека автоматически возникает право на семью и на собственный выбор.

Возможное возражение: дети ведь не просят, чтобы мы их родили. Такое решение мы принимаем за них изначально. Почему же нельзя отправить в космос эмбриона, не считаясь с его желанием? - Да потому, что детям всё-таки обеспечены какие-то гарантии (в нормальных ситуациях, когда эти дети желанны). Комфортное существование внутри мамы в течение девяти месяцев, телесная связь с мамой после рождения (кормление, баюкание, купание, таскание на ручках), обучение улыбкам, ласкам, речи, ходьбе, социальным навыкам (тут уже подключается вся семья, сколько в ней есть человек).

Человек - существо семейное и социальное. В формировании его мышления огромную роль имеет связь с матерью - особенно в первые года три. Никакие роботы живую маму не заменят. Папу, кстати, тоже. Но мама - это must have. Даже у техничного Артура Кларка в эпопее про суперкорабль Рама анонимные инопланетяне признают, что они не понимают, каким образом у людей работает связь "мать - дитя", но полноценное воспитание зародыша без участия матери они признают невозможным (и поэтому требуют в "Саде Рамы", чтобы разросшаяся смешанная семья Николь, Ричарда и Майкла разделилась: на инопланетной станции нужно оставить одну репродуктивную пару, мужчину и женщину).

Доказательством "от противного" могут служить печальные истории всяких детей-маугли, воспитанных волками и прочими лесными жителями, и так и не ставшими людьми. Или не менее печальные истории детдомовских детишек-отказников, у которых не сформировалось в нужное время чувство привязанности к конкретному взрослому. Исправить это, как правило, уже невозможно. Внешне подросший ребенок выглядит нормальным, он ходит в школу, умеет решать житейские задачи, но в личном общении он не вполне адекватен - он никогда не знал, что такое любить самому и быть любимым кем-то из взрослых. Даже если таких детей в сознательном возрасте (не младенческом) усыновляют или удочеряют очень заботливые и понимающие родители, победить синдром отсутствия привязанности, как правило, не получается. А в некоторых внешне благополучных случаях выросший приемный ребенок, узнав о факте усыновления, вдруг начинает искать свою биологическую мать, даже если она совсем деградировала (спилась, сидит в тюрьме, постоянно меняет сожителей и сдает всех прижитых младенцев в детдом).

Поэтому, хотя у Штерна в "Ковчеге 47 Либра" у перемещенного в дальний космос человечества "из пробирки" вроде бы поначалу всё идет гладко, я в это не верю. Вообразите себе первое поколение ничейных детей. У них будут земные книги, фильмы и другие источники, объясняющие, откуда они взялись и зачем прилетели в другой мир? Если будут, то как эти дети воспримут мысль о том, что некие неизвестные "мамы" и "папы" просто отправили их на все четыре стороны, причем случилось это миллион лет тому назад? И они - не чьи-то дочери и сыновья, а всего лишь посевной материал? И ни у кого из них никогда не будет родителей, имен которых они даже не знают, чтобы поминать незлым тихим словом? Эти люди вырастут адекватными? Или они будут уже вообще не люди?..

В романе далее описывается, что человечество, вроде бы укоренившееся на искомой планете, начинает довольно стремительно вымирать. Роковой генетический сбой сказывается на воспроизводящей способности женщин. И никто ничего не может сделать. Только смириться и героически встретить конец.

Правда, эволюция делает финт ушами, и цивилизация подхватывается существами, которые, как полагают многие их поклонники, гораздо лучше людей.

Иллюстрация к "Ковчегу 47 Либра" из "Троицкого варианта".
Иллюстрация к "Ковчегу 47 Либра" из "Троицкого варианта".

Читать про это забавно. Но, опять же, как-то не верится.

И еще одно.

Если следовать концепции Штерна, никакие другие варианты освоения дальнего космоса ни теоретически, ни практически для живых людей невозможны.

Ну и ладно.

Это вовсе не отменяет фантастику, пусть даже она нисколько не научная, как моя космоопера "Хранительница".

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь, оставляйте отзывы и комментируйте!