Найти тему
РР-Новости

Каспийский регион – будущий транспортный узел

Трансграничный межгосударственный инициативный проект «Север-Юг», который в 2022 году становится все более актуален для всех заинтересованных стран-участниц, в том числе Российской Федерации и Исламской Республике Иран. Новый проект должен связать через различные пути Россию, Иран и Индию, а также все близкие к ним географически страны, такие как Азербайджан, Объеденные Арабские Эмираты, Казахстан и другие. Данные акторы смогут постоянно получать свои дивиденды от регулярного транзита товаров и услуг по данному маршруту и другим его вариантам, которые будут проложены как по земле, так и через морское пространство Каспийского моря и Персидского залива.

Трансграничный межгосударственный инициативный проект «Север-Юг», который в 2022 году становится все более актуален для всех заинтересованных стран-участниц, в том числе Российской Федерации и Исламской Республике Иран. Новый проект должен связать через различные пути Россию, Иран и Индию, а также все близкие к ним географически страны, такие как Азербайджан, Объеденные Арабские Эмираты, Казахстан и другие. Данные акторы смогут постоянно получать свои дивиденды от регулярного транзита товаров и услуг по данному маршруту и другим его вариантам, которые будут проложены как по земле, так и через морское пространство Каспийского моря и Персидского залива.

Именно сейчас Каспийский регион в целом может стать крупнейшим центром трансконтинентальных перевозок и различных инициатив по созданию новых экономических зон.

На пленарном заседании II Каспийского экономического форума, который проходит с 5 по 6 октября 2022 года в Москве, где принимают участие представители России, Ирана, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил:

«Важны скоординированные шаги по развитию транспортно-логистических возможностей. Регион должен стать одним из крупнейших в Евразии узлов трансконтинентальных перевозок. Это будет способствовать формированию региональных рынков, наращиванию торговой и производственной кооперации … Значит, нам необходимо синхронно снимать ограничения на сети железных дорог, в пунктах пропуска и создавать условия для запуска бесшовных логистических услуг от Урала, Поволжья, Балтики — со всей территории России до Персидского залива — и дальше — в Южную Азию и на Ближний Восток, в Африку, что придаст дополнительный импульс региональной и приграничной торговле … Формируются новые центры развития. Один из них — Каспийский регион. Нам предстоит делать все необходимое для поддержания стабильности и безопасности на Каспии на основе добрососедства, доверия и взаимного уважения государств региона. И, конечно, в полной мере реализовать их потенциал»

В свою очередь представитель Исламской Республики выдвинул новую экономическую инициативу. Первый вице-президент Ирана Мохамммад Мохбер отметил:

«Иран выступает за развитие всестороннего сотрудничества с соседними странами, в особенности с прикаспийскими государствами… В целях использования наибольшего потенциала государств и частных секторов прикаспийских стран… предлагаем создать общую экономическую зону в прикаспийском регионе, а также зеленого таможенного коридора».

С учетом заинтересованности в успешности проекта «Север-Юг» и жизненно важной необходимости строить суверенную экономическую политику без давления западного глобального пространства, о будущем инициатив Москвы и Тегерана можно говорить с высоким уровнем оптимизма. Однако, с учетом всех очевидных практических трудностей при реализации о сроках полноценного создания пути на подобии исторически известной инициативы «путь из варяг в греки» судить преждевременно.