Скорее всего, в последнее время вы все чаще задумываетесь о переезде, перебираете документы и раздумываете, что сделать прежде: купить билеты или обновить загранпаспорт. Рассказываем о базовом перечне документов для переезда и о том, куда легче всего податься.
Для начала зафиксируем перечень документов, которые точно стоит держать под рукой:
- Внутренний и заграничный паспорта.
- Открытая шенгенская виза (опционально).
- Справки об отсутствии судимости, об отсутствии налоговой задолженности, выписка из банка, справка о состоянии здоровья.
- Если переезжаете с питомцами — ветеринарные документы международного образца.
- Диплом о высшем образовании.
- Свидетельство о рождении.
- Свидетельство о заключении/ расторжении брака.
- Генеральная доверенность на того, кто останется в России.
- Нотариально заверенные переводы документов.
- Выписка из Росреестра о наличии недвижимости, заверенная нотариусом.
Свидетельство о браке/разводе, свидетельство о рождении, документ об образовании, справку об отсутствии судимости нужно обязательно апостилировать.
Что такое апостиль?
Это форма официального подтверждения документов, которая позволяет признавать их юридическую силу в странах Гаагской конвенции. Штамп апостиль ставится на оригиналах документов — прежде всего на документе об образовании, о наличии или отсутствии судимости, на архивной справке, выписке или копии архивного документа — и на нотариально заверенных копиях документов.
Что он дает?
Штамп сильно упрощает нахождение за границей — неважно, уехали ли вы на определенный срок или эмигрировали. С апостилированными документами можно поступить в иностранный вуз, вступить в брак, устроиться на работу, приобрести недвижимость.
Где и как его можно получить?
Апостилировать оригиналы документов можно только в России и в том субъекте, где они были выданы, а нотариально заверенные копии — там, где они были заверены. Свидетельство о рождении, браке, разводе и смерти апостилируют в органах ЗАГСа и в «Моих документах», документы о наличии образования — только в Департаменте образования, а нотариально заверенную копию, например, доверенности — в Минюсте. Заказать справку о несудимости с апостилем можно на «Госуслугах». Госпошлина за апостилирование — 2500 рублей. После того как апостилируете дкументы, нужно перевести их на государственный язык страны, в которую переезжаете, и заверить у нотариуса.
Нужно ли апостилировать документы на животное?
Нет, поскольку у животного будет паспорт международного образца, который оформляется в ветеринарной клинике. Помимо паспорта, потребуется чип (уникальный идентификационный номер животного, содержащий данные о питомце и хозяине) и комплексная прививка или прививка от бешенства (и чип, и прививку можно поставить в один день). После вышеперечисленных манипуляций нужно обратиться в государственную ветклинику за свидетельством по форме #1 — оно действительно пять дней с момента выдачи, поэтому получать лучше непосредственно перед отъездом. И последнее, чем нужно обеспечить питомца, — международное ветеринарное свидетельство #5, которое можно либо обменять в аэропорту на свидетельство Ф1, либо получить в пограничной ветслужбе (важно: они есть далеко не на каждом пограничном пункте).
В каких странах не понадобится апостиль?
До недавнего времени без апостиля можно было обойтись в странах, подписавших Минскую конвенцию от 22 января 1993 года. Сегодня штамп не потребуют в Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстане, но лучше апостилировать документы, куда бы вы ни отправились, — на всякий случай.
Можно ли уехать без загранпаспорта?
Да. Армения примет вас на 180 дней (важно: без заграна попасть в страну можно только по воздуху), Казахстан — на 30 дней без регистрации и на 60 с последующей регистрацией по месту жительства, а Киргизия — на 30 дней без регистрации и на шесть месяцев с регистрацией по месту жительства. Если решили отправиться в Армению, селитесь как можно дальше от границы с Азербайджаном — в Ереване, Артике или Гюмри.
А с загранпаспортом, но без визы?
Тоже да. В Армении можно задержаться на 180 дней, в Грузии — на 360.
На 180 дней вас ждет Мексика (для въезда потребуется электронная виза, которую можно оформить самостоятельно на сайте).
90 дней — Израиль, ОАЭ, Катар, Аргентина, Молдова, Азербайджан, Таджикистан, Бразилия, Коста-Рика, Чили, ЮАР, Перу, Эквадор, Марокко, Египет (потребуется электронная виза, которая оформляется самостоятельно — на 90 или на 30 дней).
60 дней — Турция, Узбекистан, Кабо-Верде, Маврикий, Южная Корея (понадобится разрешение на въезд K-Eta, которое оформляется самостоятельно).
30 дней — Таиланд, Индия (потребуется электронная виза, которая оформляется самостоятельно), Индонезия (виза оформляется в аэропорту), Малайзия, Черногория, Сербия, Монголия, Лаос.
Где проще всего получить ВНЖ?
Армения
Армения выдает ВНЖ на основании трудового договора или если один из ваших родственников является гражданином страны. От вас потребуется справка о состоянии здоровья и оплата госпошлины (105 тыс. драмов, или 15 тыс. рублей, за год или 140 тыс. драмов — 20 тыс. рублей — за пять лет).
Казахстан
Получить ВНЖ в Казахстане можно, если в стране проживают ваши родственники либо у вас есть зарегистрированный бизнес и возможности для трудоустройства. Также нужно иметь депозит в местной валюте — около 4,1 млн тенге (524 тыс. рублей) — и прописку на территории Казахстана на год. Оформление ВНЖ занимает в районе 45 дней и стоит 14 тыс. тенге (1790 рублей).
Узбекистан
ВНЖ в Узбекистане действует пять лет, подать заявку на оформление можно сразу после пересечения границы, но рассмотрение может занять до года. Условия: наличие родственников в Узбекистане, зарегистрированный бизнес или трудоустройство, покупка недвижимости от $300 тыс. в Ташкенте и от $100 тыс. в других регионах.
Турция
Тут уже немного сложнее. Есть краткосрочный ВНЖ (до двух лет), долгосрочный — на восемь лет — и бессрочный. Основные требования — доказать платежеспособность (предоставить выписку из банка о наличии на счету не менее $500 из расчета на один месяц пребывания), арендовать жилье сроком от 12 месяцев или приобрести недвижимость по цене от $50 тыс. (малонаселенные районы) и от $75 тыс. (мегаполисы). Также на ВНЖ можно претендовать после трудоустройства, регистрации бизнеса. Госпошлина составляет 160 TL (чуть больше 500 рублей) плюс ежегодный платеж в размере 326 TL для граждан России (чуть больше тысячи рублей).
ОАЭ
Стать резидентом можно через инвестиции. То есть приобрести недвижимость стоимостью от $204 тыс. (для визы на три года) или от $544 500 (на пять лет). Либо открыть компанию стоимостью от $136 тыс. Чтобы продлить визу, полученную при покупке недвижимости, придется повторно собрать документы, пройти медицинское обследование и подать заявку в Федеральное управление по идентификации, гражданству, таможенной и портовой безопасности (Federal Authority for Identity, Citizenship, Customs & Port Security, ICP). Для продления визы бизнесмену потребуется заново собрать пакет документов и подтвердить выполнение условий программы. Третий вариант — визу фрилансера — можно оформить в свободной экономической зоне. Например, IT-специалисты могут выбрать Dubai Internet City, фотографы и графические дизайнеры — Dubai Media City. Стоимость лицензии фрилансера зависит от сферы деятельности и возраста заявителя. Например, минимальная стоимость лицензии в Ajman Free Zone составляет 6000 AED, или $1630 в год. Для иностранных граждан в возрасте от 20 до 30 лет стоимость лицензии ниже — 5000 AED, или $1360. Виза фрилансера действует один год, после понадобится собрать документы заново и оплатить полную стоимость. Полный список документов можно найти на сайте.