Здравствуйте, дорогие мои читатели! Сегодняшний мой рассказ весь пронизан ностальгическими нотками. Вообще я такого себе обычно не позволяю, но тут не сдержался. А вышло всё совершенно случайно: внук на даче хлам разбирал да на свалку отвозил. И нашел коробку со старыми фотоальбомами – не стал выкидывать, а привёз её мне вместо этого.
У меня слёзы из глаз потекли почти сразу, как её открыл. И мой выпускной фотоальбом тут оказался (боже мой, ведь 50 лет уже минуло с тех пор!), и кляссер с марками, и тетрадки со стихами, которые я в вузе писал. Но самое главное – большой конверт со собственноручно сделанными мной в подростковом возрасте фотографиями. Я-то пребывал в полной уверенности, что они давно потеряны!
Тут необходимо дать пояснение: первый мой фотоаппарат под названием «Смена-8» я получил в подарок от отца на 16-летие. По правде сказать, я хоть и ходил в фотокружок при нашем Доме пионеров, но с красивыми кадрами выходило у меня как-то не очень. Видимо, потому, что я особенно не старался, а снимал всё подряд: во дворе, на ближайших улицах и внутри дома. Поэтому получались у меня в основном зарисовки бытового плана: вот мама белье гладит, а тут – наш дворник Савельич пытается починить дверь в парадную (кстати, почему он был Савельич – непонятно, ведь на самом деле отчество у него прозаическое было – Валентинович).
Или вот, к примеру, фото моего соседа Антохи, который тащит две больших авоськи с бутылками в приемный пункт. К тому времени, в начале 70-х, металлолом собирать уже почти перестали, а за макулатуру давали только специальные талоны, по которым можно было приобрести дефицитную книгу. Но вот реальные деньги заработать – это только бутылки. Принимали любые – из-под молока, вина, крепкого алкоголя, лимонадов. Надо было их только слегка помыть. За один поход легко можно было выручить 2-3 рубля – солидные деньги по тем временам. А перед моим уходом в армию я такую вечеринку закатил, что бутылок сдал почти на пятерку. После дембеля нашел её в кармане пальто – было очень кстати.
Сейчас ни авосек не осталось, ни приемных пунктов. Правда, с бутылками всё равно повозиться приходится: я пластиковые от стеклянных отделяю и по разным контейнерам их во дворе раскладываю. Раздельный сбор мусора управляющая компания нашей «Янилы» очень поощряет. И хоть это и необязательно, большинство соседей так же, как и я поступают.
А вот другое фото – мои дворовые товарищи на фоне развешанного на веревках белья. Нынче, конечно, такое редко увидишь: всё же появились компактные сушилки, а балконы у нас в «Яниле» большие – там прекрасно всё помещается.
Зато во дворах мы буквально пропадали – в любое время года. По-моему, я там больше времени проводил, чем дома. Сейчас вот родители жалуются, что дети нынешние больше в соцсетях сидят, а на улицу их за уши не вытащить. Но у нас в Янино не так. Если во дворах хорошие площадки устроить, то никто дома сидеть не будет. Здесь детвора и в футбол гоняет, и в настольный теннис стучит, и на досках и роликах катается по этому… как его?! А – скейтодрому. А ведь ещё всяких кружков и секция у нас хоть отбавляй: и театральная студия, и лекторий, и школа добросеседства. И всякий инвентарь напрокат взять можно – от мячей до лыж. Так что сидеть в четырех стенах только дурак станет.
А ещё на одной из фотографий заметил я нашего сантехника из домоуправления – Бармалея, как мы, подростки, его называли. Потому что он, во-первых, всегда был лохматым, а во-вторых, от него постоянно разило перегаром. Так что стереотип типичного советского сантехника – это не такой уж стереотип. При этом работал он даже в таком веселом состоянии неплохо. Но наша управляющая компании тот подход из прошлого не разделяет: работают все на совесть безо всякого «допинга». И к тому же всегда готовы помочь в решении любой проблемы: от сломавшегося крана до застрявшей в вентиляционном ходе кошки. Недаром, прежде чем к работе приступить, сотрудники проходят тесты на эмпатию. Это, если кто не знает, то же самое, что отзывчивость. Такие правила ввел застройщик квартала «Янила» – компания «Ленстройтрест».
Много ещё такого, что нынешнее поколение не очень поймет, увидел я на собственных фотографиях: нашу стиральную машину, в которой бельё надо было время от времени помешивать палкой. И карусели в соседнем парке, которые страшно скрипели и оттого кататься на них было довольно волнительно. А ещё лужайка возле школы, которую мы использовали как футбольное поле (а воротами служили портфели). А уж как забыть наше студенческие поездки «на картошку» - очень весело было. Не могу сказать, что мне жаль нынешнее поколение, которое не ведает той романтики (у каждого она своя). Но сам я с тоской и нежностью вспоминаю те времена.