Еще весной 2022 года зарубежные фотостоки оказались заблокированы для российских пользователей, а также был перекрыт доступ к предоплаченным услугам всем российским компаниям. В таких непростых условиях агентствам приходится искать другие способы найти легальный контент. Сегодня есть несколько источников качественных фотографий для публикации в интернете.
1. Собственный продакшн
В этом случае все просто - издание нанимает фотографа или использует услуги уже имеющегося в штате специалиста. Если фотограф нанят со стороны, у издания есть следующие варианты, чтобы оформить права на полученные фотографии:
- Получить права на использование снимков навсегда. В этом случае фотограф получает определенное вознаграждение, но сохраняет авторские права. К примеру, он может в будущем использовать сделанные снимки для собственного портфолио, выставок или фотоальбома.
- Получить права на безвременное использование опубликованных фото. Фотограф в данном случае получит так называемые «аутсы», другими словами - неопубликованные дубли. Их он может использовать как хочет - публиковать где-то еще, продать или отдать агентству, к которому он привязан.
- Получить права на определенный отрезок времени. Когда период, который был оговорен в соглашении, заканчивается, права отходят фотографу. При этом нельзя забывать о людях, которые принимали участие в съемке. К примеру, модель, участвовавшая в фотосессии, как правило, подписывает релиз только на первоначальную публикацию. На все следующие у нее вновь предстоит получать разрешение. С другими участниками фотосессии (стилистом, гримером и т.д.) тоже обычно заключается договор. При этом релиз не будет нужен, если съемка проводится в общественном месте.
2. Права на фотографии агентства
Другим популярным способом легально публиковать в сети фотоматериалы является приобретение прав у профильного агентства. Помните: в этом случае очень важно соблюдать условия сделки, а именно без ошибок подписывать автора фотографий и название агентства, размещать фотоматериалы в оговоренных форматах, а также в установленные сроки оплатить права. Все эти условия распространяются как на постановочные, так и на репортажные фотографии.
Покупатель, как правило, имеет право разместить фото, на которое он получил права, лишь один раз. Если в какой-то момент, допустим, через пару лет он снова захочет опубликовать этот снимок, ему придется заново очищать на него права и платить деньги еще раз, вне зависимости от того, сохранилась ли у него в архиве фотография или нет.
3. Промоматериалы
Здесь все максимально просто - какой-нибудь бренд или публичное лицо (музыкант, актер и т.д.) бесплатно дает изданию фото для дальнейшего пиара.
4. Синдикация контента
Если говорить совсем просто, то синдикация подразумевает под собой повторное использование уже готового контента для дальнейшего размещения на других площадках. Для ее оформления можно обратиться в различные агентства. Повторно публиковать лицензированные материалы можно только после того, как будут выполнены определенные условия либо после какой-то конкретной даты.
Синдикация может использоваться брендом для размещения в своем издании в другой стране или, например, для того, чтобы напечатать фото, которые уже были опубликованы в другом издании.
Повторное лицензирование фотоматериалов в изданиях может происходить по двум схемам:
- Открытие своего агентства или отдела синдикации для оформления и дистрибуции архивных фотоматериалов. Так, например, поступает издательский дом Conde Nast, у которого есть один архив, в котором содержатся макеты, фото, иллюстрации и коллажи - их используют для публикаций медиакомпании по всему земному шару.
- Передача своих архивов в агентство. Так действует, среди прочих, газета LA Times. Такой способ очень сильно сокращает расходы и время: больше нет нужды платить сотрудникам для оформления и публикации контента. Также не нужно заботиться о продажах - в агентстве все сделают за вас: проверят права, нашпигуют материалы ключевыми словами, займутся продвижениям и отправят доход владельцу контента, не забыв, конечно, забрать себе комиссию за услуги.
Читайте также: 11 сервисов, которые легко заменят Canva
В каких случаях используется синдикация контента?
Повторное лицензирование репортажных снимков - уже давно проторенная дорожка. Когда какое-нибудь новостное издание первым натыкается на сенсацию, то дорожит эксклюзивными фотографиями с места событий. Однако это длится недолго - лишь до момента, когда материалы будут размещены. Далее фото можно продавать.
Хороший пример - популярные кинофестивали, например, Венецианский. Несмотря на то, что каждый год на красной дорожке плюс-минус собираются те же самые звезды, фотографии с кинофестиваля будут покупать по меньшей мере в течение всего года - до момента, когда будет проходить следующий фестиваль.
Глянцевые издания используют синдикацию не так давно. Раньше Art&Commerce и подобные ему крупные международные агентства, которые сейчас оформляют повторное лицензирование, работали в качестве продакшен-агенств. Чьи услуги у них только не заказывали - и фотографов, и стилистов, и визажистов.
Шло время, и агентства начинали понимать, насколько перспективна синдикация. Началось перестраивание работы на повторное лицензирование фотоматериалов. Сайты подобных агентств стали походить на площадки стоковых или новостных агентств, где есть поиск по ключевым словам или знаменитостям. Но многие современные агентства сейчас занимаются как продакшеном, так и синдикацией.
Синдикации в России не место?!
На данный момент повторное лицензирование в нашей стране пока что не проработано как следует. Зачастую бывает так, что заказчики присваивают себе права на фотографии. Лишь небольшое количество издательств занимается продажей постановочных фотографий, да и то, как правило, в небольших объемах. Примечательно, что в большинстве российских издательств не найти базы фотоматериалов, поэтому найти нужный кадр не получится.
Основная причина, почему культуры повторного лицензирования в России нет - экономия на человеческих ресурсах. Ведь синдикация подразумевает ежедневное оформление полученных фотоматериалов в архив, а это и опись (автор, дата, имя модели, ключевые слова), и проверка различных договоров и соглашений.
Таким образом, заказная съемка в России на данный момент - явление одноразовое.