Найти в Дзене

Что бизнес думает об управлении знаниями. Часть 2

Управление знаниями — это только обучение у профессионалов со стороны. Вовсе нет. Обучение — всего лишь один из способов передать готовое знание. Этим занимаются обучающие платформы, где опытом делятся сторонние эксперты: Skillbox, Otus, GeekBrains. Даже если вы заплатите за обучение сотрудников, вы все равно не сможете управлять этими знаниями. Во-первых, у обучающих платформ массовые курсы, они не учитывают потребности конкретной компании. Например, в курсе “Проджект-менеджмент” нет блока о том, как в конкретной компании принято общаться с клиентами. Вам все равно придется адаптировать содержание курса со стороны под себя. Во-вторых, эти знания остаются в голове сотрудника. Если он уволится, то заберет их с собой. Обучение у сторонних экспертов — не управление знаниями. Эти знания не принадлежат компании. В управлении знаниями создавать курсы может любой сотрудник. Не обязательно ведущий эксперт. Материалы для курсов полностью берутся из реального опыта компании. Например, дизайнер с

Управление знаниями — это только обучение у профессионалов со стороны.

Вовсе нет. Обучение — всего лишь один из способов передать готовое знание. Этим занимаются обучающие платформы, где опытом делятся сторонние эксперты: Skillbox, Otus, GeekBrains. Даже если вы заплатите за обучение сотрудников, вы все равно не сможете управлять этими знаниями.

Во-первых, у обучающих платформ массовые курсы, они не учитывают потребности конкретной компании. Например, в курсе “Проджект-менеджмент” нет блока о том, как в конкретной компании принято общаться с клиентами. Вам все равно придется адаптировать содержание курса со стороны под себя. Во-вторых, эти знания остаются в голове сотрудника. Если он уволится, то заберет их с собой.

Обучение у сторонних экспертов — не управление знаниями. Эти знания не принадлежат компании.

В управлении знаниями создавать курсы может любой сотрудник. Не обязательно ведущий эксперт. Материалы для курсов полностью берутся из реального опыта компании. Например, дизайнер сделал удачную презентацию и вкратце описал, как. А несколько материалов разных сотрудников можно собрать в один курс “Как делать презентации”. И потом учить других. Это дешевле, да и знания останутся в компании.

-2

Управление знаниями нужно только для онбординга новых сотрудников

Если хотите развивать экспертизу и растить руководителей под себя, управление знаниями тоже поможет.

С точки зрения управления знаниями, процесс онбординга и развития компетенций сотрудников — это одно и то же. Неважно, принимаете ли вы на работу новичка, повышаете рядового сотрудника до руководителя или переводите кого-то из отдела в отдел — цель одна и та же. Как можно быстрее и точнее передать человеку знания о работе, чтобы он делал меньше ошибок. Просто информация будет разная.

И система управления знаниями поможет выстроить эти процессы для всей компании. Например, на платформе TEAMLY есть Kanban-доски для целых отделов. Так можно легко отследить, на каком этапе сейчас сотрудники и каких знаний не хватает, чтобы развиваться дальше

-3

На самом деле управление знаниями — это непрерывный процесс. Он происходит во всех компаниях, но где-то протекает стихийно, а где-то его методично выстраивают.

Если процессы протекают стихийно, то и результат случаен. Например, при онбординге “бросил в воду — сам выплывет”, 50% риск того, что человек либо не справится, либо быстро выгорит и уйдет. А если использовать систему управления знаниями, этот риск будет всего 15%.