На этот вопрос развернуто ответил Дмитрий Загайнов —почетный адвокат России, медиатор и партнер INTE в статье Адвокатской газеты.
Поэтому ниже мы делимся его основными выводами:
Учитывая, что призванные на военную службу по мобилизации по статусу приравнены к военнослужащим по контракту, необходимым условием для начала несения военной службы для мобилизованных считается подписанный сторонами контракт и издание приказа о вступлении контракта в силу.
Гражданин, отказавшийся подписывать контракт, должен быть отозван из всех сборочных и пересыльных пунктов, поскольку он не может быть допущен к несению военной службы и обладать правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями, установленными для военнослужащих.
📌 Также необходимо учитывать возможность предоставления гражданину права на прохождение альтернативной гражданской службы, т.е. особого вида трудовой деятельности в интересах общества и государства.
📌 Служба Отечеству необязательно должна быть военной, она может быть и гражданской, поэтому запугивание граждан уголовным преследованием в случае неявки на призывной пункт является незаконным. Гражданин, получивший повестку по мобилизации, должен быть уверен, что не будет принужден к подписанию контракта о военной службе и отправлен к месту ее несения, если сообщит на призывном пункте о своих убеждениях и вероисповедании.
От себя относительно права на альтернативную гражданскую службу отметим следующее:
В п. 3 ст. 59 Конституции РФ указано: если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, он имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой, равно как и в иных установленных федеральным законом случаях.
На сегодняшний день нет закона об альтернативной службе для граждан , подлежащих временной мобилизации.
❗️ Но это не означает, что отсутствие специального закона не позволяет реализовать право на альтернативную службу.
Это следует из ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2006 г. N 447-О, в котором указано, что:
✔️ Конституция РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Это корреспондирует пункту 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и пункту 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
✔️ Федеральный закон , о котором идёт речь в данной конституционной норме, может определить условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, однако само закрепленное ею право не нуждается в конкретизации и является, как следует из статей 18, 28 и 59 Конституции РФ, непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.
✔️ Также КС РФ подчеркнул, что правоприменители не могут обязывать гражданина убеждать их в наличии убеждений и вероисповеданий, препятствующих прохождению военной службы, – достаточно их просто изложить, а альтернативная гражданская служба должна обеспечиваться независимо от наличия или отсутствия нормативного регулирования.
Считаем , что вышеуказанные выводы КС РФ применимы в настоящее время и в отношении права лиц, подлежащих мобилизации , на прохождение альтернативной гражданской службы .