Эта статья посвящена моим родителям, а также всем тем, кто выбрал в жизни путь учителя, преподавателя, лектора. Адресована она людям, у которых дети ходят или только пойдут в школу.
Мои родители всю жизнь работают учителями. За более 40 лет преподавания они достигли определенных успехов, что измеряется большим количеством благодарных учеников, которые уже во взрослом возрасте отдают своих детей в те же школы, где они преподают.
Наблюдая за поведением взрослых и детей, я замечаю тенденцию в сторону обесценивания работы педагога. Это подтверждают рассказы родителей и моих троих детей, которые посещают школу.
Тенденция проявляется в неуважительном, иногда даже грубом отношении детей к преподавателям.
Некоторые родители тоже обесценивают работу и проявляют неуважение к учителям, что еще больше подпитывает вызывающее поведение их детей.
Они не понимают, что их дети, становясь взрослыми, будут вести себя неуважительно с родителями, в рабочем коллективе и в других местах. Такого человека скорее всего сочтут за неадекватного и не захотят с ним иметь дело.
Но давайте разберемся, почему так происходит и какие причины есть у такой тенденции.
Одна из них — исторический распад Советского Союза, который привел к демократии, то есть к определенному уровню свободы действий и слова. Соответственно, если в прошлом веке многие боялись говорить и делать, то сейчас, те кто боялся, почувствовал вседозволенность и безнаказанность. Люди, которые и раньше не уважали других людей и учителей, стали сейчас высказывать недовольства открыто.
За последние годы стало модно говорить о правах ребенка, в связи с этим государства приняли соответствующие законы. Эти законы направлены в основном против насилия в семье и на улице, но министерство образования ввело их в регламент школы, потому что некоторые учителя действительно превышали свои полномочия, показывали свое превосходство и психологически травмировали детей. А иногда позволяли себе рукоприкладства и физическое насилие в сторону ребенка.
Несмотря на то, что законы были в основном направлены на насилие дома и на улице, а случаи «насилия» в школе были единичны, родители и другие взрослые, конечно же, не «надели на себя» эти законы. Прям как в поговорке: «В чужом глазу соринку видеть, в своем — бревна не замечать».
Доступ в интернет, доступность информации о своих правах привела к тому, что дети начали их «качать» в присутствии и в отношении педагогов. Благодаря поддержке родителей, мы получаем как раз то самое неуважительное отношение к учителям от учеников и взрослых.
Когда вам дают больше прав (власти), вам передается и больше обязанностей (ответственности). Взрослые люди этого не понимают.
Простыми словами, если раньше на плечах учителей лежала не только передача знаний, но и воспитание поколения, в том числе способом легкого принуждения, то сейчас у учителей забрали один из инструментов воздействия на детей. Соответственно, у них забрали ответственность за воспитание и результаты учеников.
То есть, сейчас ответственность за воспитание и успехи ученика передали родителям.
Законы приняты, права родителям дали, обязательства тоже передали — все логично и правильно.
Как теперь с этим жить?
Родители по-прежнему хотят и «требуют» от учителей, чтобы те продолжали обучать детей и повышали их уровень образованности: высокие оценки, выигранные олимпиады и так далее.
Более того, родители хотят, чтобы в школе занимались воспитанием, на которое у них нет времени, да и способностей особо нет.
С юридической точки зрения, учитель — это человек нанятый государством или основателем частной школы.
Его задача провести лекцию, передать знания, проверить ДЗ, поставить оценки по регламенту министерства образования и так, как его научили в педагогическом университете.
Также, он обязан следить за поведением учеников в школе с точки зрения безопасности.
Отвечает ли учитель за то, что ученик не выполнил домашнее задание? — Нет.
Отвечает ли учитель за уровень воспитания ученика и за то, как он ведет себя с другими? — Нет.
Да, учитель должен помочь решить конфликт, чтобы никто никому не навредил. Он может провести беседу с учеником и родителями, обозначить проблему, предупредить о последствиях.
То есть, с одной стороны преподаватели могут вздохнуть с облегчением, потому что с них меньше спрос, значит стало легче работать.
Но что делать с миссией учителя, с его душой, которую он вкладывает в свою работу?
Что делать с тем усердием и старанием, которое он прикладывал по отношению к детям?
Ведь истинный учитель не будет получать удовольствие от работы, если он не получит результаты, если не уделит отдельное время слабым и сильным ученикам, чтобы одних подтянуть, а других еще больше усилить.
Работа потеряет смысл, если преподаватель не будет видеть, как на его глазах у ребенка растет уверенность, благодаря тому, что он понимает предмет.
Эти уверенные и благодарные лица повышают ценность своей работы и добавляют сил, энергии и энтузиазма самому учителю для продолжения своего благородного дела.
Решения я вижу следующие.
Педагогам нужно находить и учиться новым способам преподавания и вовлечения детей в процесс обучения. И насколько я знаю, сейчас существует такой тренд и учителя уже получают результаты. Они постоянно учатся и повышают квалификацию не только по своему предмету, но и по самим методам обучения.
Но преподавателям будет очень сложно достичь высоких результатов, если не участие родителей в этом процессе.
От последних требуется прививать своим детям уважение к людям в принципе, к старшим по возрасту и к учителям в частности.
Дети должны знать «свое место» в обществе.
Им нужно объяснить: если они под защитой государства и родителей, то это не значит, что у них много прав (власти). И это просто потому, что ответственности у них почти никакой нет. Ответственность за детей несут родители, а пока они в школе — учителя. Соответственно, слушать они должны родителей дома, а учителей в школе.
И даже когда ребенок достигнет 18 лет и по закону начнет сам отвечать за свои действия — это не должно отменить уважительное отношение к другим людям: к старшим и учителям.
Это не должно отменить чувство благодарности к тем, кто сделал для нас больше, чем от них требовалось по контракту. В нашем случае к учителям, которые дали им больше, чем от них требует государство и платит за это деньги по трудовому договору.
Как итог хочется сказать, если родители и общество в целом будет с уважением и почтением относиться к учителям, то от этого выиграют все: самим учителям будет приятно и они еще с большим усердием будут выполнять свою нелегкую работу, а родители и общество в целом получит более дисциплинированных, порядочных и вежливых детей, то есть будущих взрослых представителей общества.