Несомненно, частичная мобилизация вызвала в стране социальное напряжение. Вызвано оно двумя обстоятельствами: паникой среди определённой категории граждан и растерянностью некоторых, получивших повестку. Люди испытывают стресс от того, что в один момент стал рушиться привычный уклад жизни. Они внезапно поняли, что война началась не для кого-то, а для каждого из нас лично.
Паника подогревается слухами
Люди и раньше слышали о том, что Запад ведёт "санкционную", "экономическую" войну, накачивает оружием украинских нациков. Эти сведения никак не мешали привычному образу жизни. Где-то далеко в бой идут профессиональные военные, им активно помогают добровольцы. Многие об этом вообще не задумывались.
Вдруг выясняется, что война не где-то далеко, а прямо здесь. Она постучалась в дверь, предъявив повестку.
Самые испуганные решили убежать от мобилизации за границу. Не миллионы, как писали наши "доброжелатели", но тысячи точно. Самые глупые и дезориентированные, при этом подогретые западной пропагандой, попытались протестовать. Их было совсем немного, но и те и другие негативно влияют на более широкие слои общества распространением слухов.
Слухи самые невероятные про закрытие границ, запрет лицам мужицкого полу покидать места обитания, про облавы. Про холодные вагоны, в которых мобилизованные гибнут, не доехав до фронта. Осталось рассказать про одну винтовку на троих и задачу добыть себе оружие в бою голыми руками.
Их друзья и близкие стали возмущаться. Неужели армия не может одеть военнослужащих? Закончилась эпопея письмом двух глав комитетов Госдумы по обороне и безопасности Генеральному прокурору с просьбой проверить куда ушли средства, выделенные на финансирование тыла.
Вопросы мобилизации нужно было отрабатывать
Вспомним кадры из теленовостей последних лет о военных учениях нашей армии. Нам показывали стройные танковые колонны, ревущие на марше, в предбоевых и боевых порядках. Мы наблюдали огонь артиллерии под команду "333", чтобы гаубицы палили одновременно.
В советское время армия принимала пополнение через пункты приёма личного состава (ППЛС). Как это сейчас происходит? Неизвестно. Хотя в Генеральном штабе есть целое организационно-мобилизационное управление, отвечающее за эти вопросы.
Губернаторы возмущаются состоянием сборных пунктов, на которые прибывают мобилизованные. А кто им мешал пару месяцев назад на них заглянуть? В Москве процесс мобилизации прошёл без сучка и задоринки. Всё организовано как часы. Конечно, в столице огромный бюджет. Но и меньшие бюджеты бесславно могут транжириться.
Что в сухом остатке?
Люди в ряде случаев поверили распространителям панических слухов. На фоне проржавевшей насквозь мобилизационной системы информационная политика ведётся неповоротливо и не эффективно. Известен самый лучший способ (он же единственный) борьбы со слухами и паникой - говорить людям правду. У людей должна быть правдивая и понятная картина того, что на самом деле происходит на фронте и в тылу. Для этого нужно создать централизованную информационную систему. Нужен современный аналог Совинформбюро.
Рассказать о том, что "забреют" не всех, что призванным платят за их труд ощутимые деньги - условие необходимое, но недостаточное. Нужно обстоятельно разъяснять обществу в чём необходимость мобилизации, какие задачи будут решать мобилизованные. И главное, необходимо создавать ощущение неизбежности нашей победы.
Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.