Найти в Дзене
Открытый город

О чём расскажет овальное окно на углу Пестеля и Моховой

Ясное сентябрьское утро. В магазине, что на углу Пестеля и Моховой, собрались люди. Там отоваривали карточки. Со звуками воздушной тревоги – кто-то побежал по Моховой в сторону бомбоубежища, кто-то предпочёл переждать, не покидая места (ведь, казалось бы, крепкий пятиэтажный дом, первый этаж). Немецкие самолёты улетели, оставив после себя разрушения. Бомба попала и в здание с магазином. Часть фасада и помещения, выходящие окнами на улицу Пестеля, будто срезало. И эта пустота открыла все подробности обстановки комнат, в которых ещё недавно жили люди. На последнем этаже продолжало висеть зеркало , как напоминание о мирной жизни… Вадим Шефнер в своём стихотворении «Зеркало» напишет такие строки: Мне не забыть, как, на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Оно каким-то чудом не разбилось.
Убиты люди, стены сметены,-
Оно висит, судьбы слепая милость,
Над пропастью печали и войны. Событие того дня нашло отражение в воспоминаниях и художественных книга

Ясное сентябрьское утро. В магазине, что на углу Пестеля и Моховой, собрались люди. Там отоваривали карточки. Со звуками воздушной тревоги – кто-то побежал по Моховой в сторону бомбоубежища, кто-то предпочёл переждать, не покидая места (ведь, казалось бы, крепкий пятиэтажный дом, первый этаж). Немецкие самолёты улетели, оставив после себя разрушения. Бомба попала и в здание с магазином. Часть фасада и помещения, выходящие окнами на улицу Пестеля, будто срезало. И эта пустота открыла все подробности обстановки комнат, в которых ещё недавно жили люди. На последнем этаже продолжало висеть зеркало , как напоминание о мирной жизни…

Разрушенное бомбой здание
Разрушенное бомбой здание

Вадим Шефнер в своём стихотворении «Зеркало» напишет такие строки:

Мне не забыть, как, на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Оно каким-то чудом не разбилось.
Убиты люди, стены сметены,-
Оно висит, судьбы слепая милость,
Над пропастью печали и войны.

Событие того дня нашло отражение в воспоминаниях и художественных книгах о войне. Было о нём и в «Балтийском небе» Николая Чуковского (писатель был военкором на военном аэродроме Ленинграда).

Сохранилось фото Н.И. Хандогина, где писательница Елена Катерли беседует с мальчиком, который жил в этом доме.

-3

Речь о доме, известном когда-то как Доходный дом купца А.Ф. Евментьева. Его строили с учётом новейших достижений в сфере быта, техники и комфорта. Легкомысленная деталь: в здании располагались парикмахерская и даже фабрика волосяных изделий, обеспечивавшая состоятельных горожан париками и красивыми прическами.

Доходный дом купца А.Ф. Евментьева до революции
Доходный дом купца А.Ф. Евментьева до революции

В дореволюционное время в доме жил генерал Н. И. Гродеков, командовавший русскими войсками на Дальнем Востоке после русско-японской войны. Поселить мифологических львов-лягушек Ши-цза на Петровской набережнеой, напротив Домика Петра I, – его идея и подарок городу.

До того, как дом лишился своей угловой части, его украшал полукруглый эркер, увенчанный башенкой в форме небольшого купола. Удивительным образом башенка не обрушилась после роковой авиабомбёжки.

-5

Вообще, часть дома сохранила свой оригинальный облик, фасады в стиле необарокко. А после Великой Отечественной войны, В 50-е годы, ленинградские архитекторы, Анна Алоизовна Лейман и  Виктор Федорович Белов, занялись восстановлением угловой части, но уже не повторяя прежние её черты и создавая определённый контраст с остальным объёмом здания. Теперь в её стиле ощущалась монументальность и лаконичность советского классицизма. Угол здания лишился эркера и стал наоборот вдаваться вглубь, а на самом его верху - овальное окно, в память о том самом зеркале.

-6

Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал, приходите на экскурсии проекта "Открытый город".

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, экскурсовод по Петербургу.