В ГМИИ им. Пушкина проходит выставка "Котел Алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие.Часть I ".
Почему такое название?
- "Котел Алхимика" отсылает нас к работе немецкого художника постмодерниста Зигмара Польке. Польке поливал холсты различными жидкостями, растворами, нитратом серебра, барием и спиртом. Его "зелья" даже содержали особый зеленый пигмент с мышьяком. Неудивительно, что за эти опыты художник получил репутацию "алхимика". В 1986 году на Венецианской биеннале Польке представил работу "Котел Алхимика" : на стене павильона специальными пигментами он нарисовал абстрактную композицию, цвета которой менялись в зависимости от освещения, времени суток, влажности, температуры воздуха и даже от количества зрителей в помещении. Таким образом, зрители тоже принимали участие в создании произведения искусства.
- "Осязательный взгляд и незрительное восприятие"в названии говорят о том, что зрение и зрительное восприятие произведений искусства хоть и являются доминирующими, но и другие органы чувств и восприятия тоже принимают в этом процессе активное участие.
В первом зале можно увидеть пейзаж известного французского художника 17 века Клода Лорена и два пейзажа его подражателей неизвестных британских художников века 18-го. Клод Лорен в своих пейзажах большое внимание уделял игре солнечного света и освещению в целом. Он оказал огромное влияние не только на импрессионистов, но и на английских художников 18 века. Англичане восхищались Клодом, пытались подражать его манере, мягкой цветовой гамме, золотистому оттенку его пейзажей. Они даже придумали специальные приборы - стекла Лорена и зеркало Лорена.
Стекла Лорена - такие цветные фильтры, через которые художник смотрит на окружающий мир. Они разворачиваются по принципу веера, можно накладывать один на другой или смотреть по отдельности.
Зеркало Лорена использовалось по типу видоискателя, с его помощью художники находили наиболее гармоничную композицию для пейзажа.
Тема света также поднимается и в искусстве витражей. На выставке можно увидеть кабинетные витражи разного времени. Освещение витражей неравномерное - они то загораются, то гаснут. Это сделано намеренно, чтобы передать неравномерность солнечного света.
Появились кабинетные витражи в 16 веке, а особой популярностью пользовались в начале 20 века в эпоху модерна. Некоторые витражи на выставке можно не только посмотреть, но и потрогать.
Тема слепоты становится очень актуальной в искусстве 20 века. Неоднократно обращался к ней Пабло Пикассо. На выставке представлена работа раннего "голубого" периода. Это своего рода иллюстрация к испанской поговорке о физической слепоте и внутреннем зрении. Мальчик на картине хоть и не слеп физически, но у него совершенно невидящий взгляд, стеклянные глаза, а лицо напоминает маску.
Рисунок Пикассо знаменитая "Лошадка" нарисована одной неотрывной линией. Дадаисты называли подобную практику автоматическим письмом, когда художник машинально водит рукой, у него нет в голове какого-то конкретного образа, который он хочет создать. Тема "слепого рисования" у Пикассо не случайна: на него повлияла встреча со слепым художником, которому жена просто диктовала, что она видит, а художник пытался все это отобразить.
Окончательно "зрение" свергает с пьедестала современный японский керамист Нисимура Ёхей.
На выставке представлена инсталляция из 3-х глиняных объектов, визуально ничем не привлекательных. Они провоцируют нас на активное телесное восприятие. Две из этих скульптур появились до выставки, а третья была создана автором совместно с инклюзивным отделом Пушкинского музея уже в Москве. Одна из скульптур издает звуки, вторая местами теплая, а третья (созданная в Москве) источает запах. Аромат создала "слепой парфюмер" Мария Ефимова.
На творчество Нисимуры Ёхей повлияла встреча в парке со слепой девушкой, которая неожиданно во время прогулки обняла статую. Девушка объяснила художнику, что прижимаясь щекой к статуи, она хоть немного понимает как она сама выглядит.
Помимо объектов из глины, Нисимура Ехей создаёт скульптуры из книг. Книги художник подбирал на улице, обрабатывал глиняным раствором и помещал в печь для обжига керамики. Каждая книга получалась уникальной формы и не совсем предсказуемого цвета. Это своего рода создание произведения искусства "вслепую", случайность становится участницей творческого процесса.
Экскурсии в ГМИИ им. Пушкина здесь