Найти тему
Искры

Главные фильмы недели: что смотреть в «Победе» 6 — 12 октября?

«Сердце пармы»
(реж. Антон Мегердичев, Россия, 2022)
С 6 октября

О фильме одним предложением

Историческая драма с добавкой фэнтези, российский ответ «Игре престолов».

О фильме развёрнуто (многобукв)

Единственный отечественный блокбастер осени, а может быть, и зимы; экранизация вышедшего двадцать лет назад романа уральского прозаика Алексея Иванова, сделавшего его знаменитым, — последовавшие «Географ глобус пропил» и многочисленные краеведческо-художественные труды лишь упрочили его позицию главного певца истории и природы Урала.

«Сердце пармы» — масштабный кинопроект, осуществляемый при непосредственном участии канала «Россия–1», короткая версия для большого экрана была представлена в этом году на Московском кинофестивале, а выход сериала ожидается в начале следующего года.

Видевшие фильм в один голос уверяют, что ничего подобного в нашем кино ещё не было, степень и исторической достоверности, и зрелищности, и проработанности гораздо выше, чем у любых исторических проектов последнего времени, хоть «Викинга», хоть недавнего «Тобола» по книге того же Иванова. И комплиментарно сравнивают с «Игрой престолов», утверждая, что во многих отношениях наше кино не уступает (почти).

Не читавшему роман Иванова (мне он показался тяжеловато написанным, перенасыщенным вычурной квазиисторической мишурой и попросту скучным) и не видевшему ни одной серии столь популярного псевдосредневекового сериального эпоса сложно судить о справедливости таких суждений, поэтому стоит ограничиться пересказом фабулы и фактами кинопроизводства.

Любопытно, что и в названии книги, и в названии фильма второе слово пишется то с прописной буквы, то со строчной. Сам Алексей Иванов утверждал, что парму надо писать со строчной, поскольку слово является приуральским названием хвойного леса, синонимом слова «тайга». Тем не менее то там, то тут заглавная, так как этим именем собственным принято кратко называть и Пермь Великую.

Итак, время действия — XV век, место — Пермь Великая и окрестности, в которой княжит Ермолай, правитель разумный и не спешащий подчиняться Москве, находящий общий язык с местными народами. Но по какой-то оплошности его подчинённые крадут местную святыню, Золотую Бабу, и жестокий хан Асыка совершает набег на острог, убивая всех подряд. Асыка, заметим, верхом на боевом лосе, а сцена снята очень жестоко. Спасаются трое — воевода Полюд (одна из последних ролей Сергея Пускепалиса) с юным младшим княжеским сыном Михаилом и его возлюбленной из вогулов по имени Тичерть.

Пишут, однако, что это не ожидаемая драма мести, в которой сын мстит за отца, фильм устроен сложнее — повзрослевший Михаил правит не мечом и насилием, а словом и пониманием, выросшая Тиче оказывается ведьмой-ламией, способной превращаться в рысь, и их брак — символ союза христианства и язычества.

Но Москва и царь Иван III (небольшая эффектная роль Фёдора Бондарчука) требует подчинения и покорения племен, епископ Иона (Евгений Миронов) прибывает крестить дикарей, в общем, никакого сепаратизма, а укрепление центральной власти и создание империи…

Очень хвалят исполнителей главных ролей — Александра Кузнецова («Лето», «Ненастье», «Лермонтов» и многочисленные сериалы) как повзрослевшего Михаила и артистку театра Бурятии Елену Ербакову, для которой роль стала дебютной в кино. Хвалят и смыслы — кино работает, по мнению многих критиков, как размышление о судьбах родины, причём без однозначных ответов, и в этом видят прививку от колониализма и империализма, решающих вопросы грубой силой.

Ругают за кондовые спецэффекты (тут наше кино традиционно уступает), драматургический хаос, аляповатость костюмов и грима (хотя как должны выглядеть персонажи того времени, вряд ли кто знает абсолютно точно). Смущает критиков и то, что прекрасная вогулка почти весь фильм разгуливает обнажённой, а в монтаже режиссёр злоупотребляет slow motion, то есть эффектом замедленного движения, особенно в сцене решающей битвы. Саму сцену, занимающую чуть не треть хронометража, всё же хвалят и сравнивают с «Битвой бастардов», уверяют, что у Антона Мегердичева получилось не хуже.

Мегердичев действительно мастер снимать поединки — в самом его успешном фильме «Движение вверх» баскетбольный матч выглядит убедительно и зрелищно, на пять с плюсом, а снять хорошо спорт, как известно, ничуть не проще войны.

В любом случае, все соглашаются, что кино задаёт новый уровень отечественного блокбастера. Будут ли у него успех и сборы в сегодняшних обстоятельствах — станет видно позже.

«Решение уйти»
(реж. Пак Чхан-Ук, Южная Корея, 2022)
С 6 октября
Кинопоиск 7.220 / IMDb 7.3

О фильме одним предложением

Романтический триллер-детектив о расследующем убийство следователе, влюбляющемся в подозреваемую.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Новый фильм южнокорейского классика, автора уже вошедшего в историю кино «Олдбоя» и ещё нескольких значительных лент («Служанка», «Сочувствие господину Месть», «Сочувствие госпоже Месть», сериалы «Маленькая барабанщица» и «Сквозь снег»). На Каннском фестивале этого года автор получил приз за режиссуру, как подтверждение статуса классика.

В новом фильме, между тем, никакой забронзовелости, Пак Чхан-Ук обращается к жанру детектива в нуаровых тонах (корейцы, китайцы и японцы в этом каноне как рыбы в воде). История в фильме рассказывается такая. У подножия утёса находят тело крупного чиновника, опытного скалолаза, вещи его остались на вершине, можно предположить, что речь идёт об умышленном убийстве. За расследование берётся усталый честный следователь (режиссёр признавался, что вдохновлялся образом инспектора Мартина Бека из романов шведского писательского тандема Валё и Шёвалль), который из-за бессонницы работает днём и ночью, в будни и выходные.

Главной подозреваемой сразу же становится жена покойного, китаянка, мерзавец-муж бил супругу, мотив у неё есть. К тому же у трупа под ногтями обнаружен ее эпителий, а в первом же разговоре со следствием девушка заявляет полицейским: «Наконец-то лазанье по скалам его прикончило».

То ли неудачно подбирает слово из-за слабого знания корейского, то ли действительно радуется смерти мужа.

Полицейский начинает следить за подозреваемой, выясняет многое о ней: работает сиделкой, помогает бабушкам, на ужин ест мороженое, любит курить. Но детектив так и не понимает, совершила ли она убийство. Зато осознаёт, что влюбился. При том, что давно женат.

Ситуация эта много раз проигрывалась в кино, можно вспомнить десятки примеров, критики и вспоминают: «Мор любви», «Опасный инстинкт», «Головокружение» Хичкока (хотя режиссёр уверял, что именно этот фильм никак не повлиял на него). Пишут, что фильм необычно целомудрен, виртуозно снят и смонтирован, что совершенно уникально сняты смартфоны и прочие гаджеты, играющие важную роль в сюжете, пишут, что в этом романтическом нуаре столько универсальной меланхолии, столько нежности и остроумия, что он будет понятен и дорог любому человеку с глазами и сердцем.

«Весна, лето, осень, зима... и снова весна»
(реж. Ким Ки Дук, Южная Корея, 2003)
8 октября
Кинопоиск 7.920 / IMDb 8.0

О фильме одним предложением

Признанный шедевр, буддийский взгляд на прекрасный и жестокий круговорот жизни.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Один из самых знаменитых фильмов Ким Ки Дука, большого режиссёра, два года назад умершего от последствий коронавируса в Латвии, где он собирался осесть. Для многих именно с фильмов Ким Ки Дука началось увлечение корейским кино, подобное цепной реакции, и «Весна, лето…» — ключевое звено в этой любовной цепи.

Неторопливое повествование о монахе в плавучем монастыре, воспитывающем подкинутого мальчика, смена времён года и настроений, спокойная, даже бесстрастная повествовательность и скрытая глубина — всем этим кино заслужило любовь миллионов зрителей, восторги критиков, призы фестивалей (пять наград фестиваля в Локарно, шутка ли, не считая других кинофорумов), места в рейтингах лучших фильмов.

Как писал знаменитый американский критик Роджер Эберт, включивший ленту в список лучших фильмов, «этот фильм в своей красоте и безмятежности становится неотразимым и увлекательным, при этом в нём практически нет диалогов, объяснений, вообще мало слов».

«Пустой дом»
(реж. Ким Ки Дук, Южная Корея, 2004)
9 октября
Кинопоиск 7.804 / IMDb 7.9

О фильме одним предложением

Волшебное немногословное повествование о юноше, поселяющемся в чужих домах и вызволяющем из одного прекрасную пленницу.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Ещё один шедевр южнокорейского мастера, увенчанный призами и обласканный критиками. История молодого курьера, по ночам посещающего чужие дома в отсутствие хозяев, проста, глубока и эмпатична. Интересно, что примерно в одно время несколько режиссёров используют этот мотив — посещение чужих домов. Так, проникает в чужое жилище героиня Одри Тоту в «Амели», посещает квартиру молодого полицейского влюблённая в него девушка в «Чунгкинском экспрессе» Вонга Кар-Вая…

В фильме Ким Ки Дука цели вторгающегося в чужие дома героя менее ясны, его поведение кажется бесцельным, он живёт в них до возвращения хозяев, выполняя какую-нибудь мелкую работу по дому…

Сама история, несомненно, это современная сказка о герое, освобождающем принцессу из логова дракона — при том, что отношения героя фильма, спасающего молодую женщину от мужа-абьюзера, очень неясные: они не говорят друг другу ни слова.

Само кино, тем не менее, говорит зрителю очень много на универсальном языке образов.

«Любовь: Инструкция по расставанию»
(реж. Стефано Сардо, Италия, 2022)
Cпецпоказ 12 октября, 19:00
IMDb 5.9

О фильме одним предложением

Драматическая комедия о паре, решившей мирно и без сцен расстаться после пятнадцати лет совместной жизни.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Оригинальное название у этого фильма, впервые показанного в одной из программ Венецианского фестиваля, — «Отношения». И критики, и сами авторы подчёркивают, что их кино — не про расставание, а именно про отношения, которые не прекращаются, даже когда герои решат расстаться. История в основе фильма такая.

Музыкант Томмазо и актриса Алиса вместе уже давно, они не женаты, у них нет детей, живут в Риме, где они купили квартиру в ипотеку, единственное, что их материально связывает… И вот однажды вечером они приглашают ближайших друзей на ужин и объявляют, что решили расстаться, но хотят сделать это, оставаясь друзьями. Вскоре, естественно, они обнаружат, что в реальности не всё так просто.

Для Стефано Сардо, музыканта и сценариста, это дебют в полном метре, сценарий написан им вместе с Валентиной Гайя, и эта история — о них самих, это настоящие, действительно закончившиеся отношения между соавторами.

Они объясняли свои цели так: «Мы часто расстаёмся, потому что люди меняются, потребности больше не одинаковы, совместимость теряется, а фундамент отношений начинает разрушаться… Расставание становится неумолимым завершением длительного процесса, который медленно развивается внутри каждого партнёра…» Тема, согласимся, куда как актуальна, с тем же сталкиваются пары во всех концах планеты, поэтому после сеанса 12 октября в «Победе» состоится обсуждение фильма с психологом, психотравматологом, супервизором Екатериной Майдибор.

«Ноймайер: Русалочка»
(реж. Джон Ноймайер, Германия, 2011)
9 октября

О постановке одним предложением

Балет по мотивам сказки Андерсена в постановке великого американского балетмейстера.

О постановке развёрнуто (многобукв)

Балетные критики писали, что балет «Русалочка» прекрасен и ужасен, как любовь. Балет был поставлен Джоном Ноймайером, вот уже 40 лет работающим в Германии, в сотрудничестве с композитором Лерой Авербах в 2005 году по заказу Королевского датского балета к двухсотлетнему юбилею Ганса Христиана Андерсена. Киноверсия записана шесть лет спустя, но и сегодня она впечатляет ничуть не меньше.

«Русалочка» Джона Ноймайера — это грустная, нежная, объединившая несколько миров балетная сказка для взрослых про то, что даже самая большая, самая сильная и искренняя любовь не гарантирует, что тебя полюбят в ответ.

Этот спектакль, сотканный из символов, метафор и аллюзий, — одна из самых романтических работ знаменитого хореографа. Фантастический подводный мир и гламурно-пустоватый мир людей объединяются, чтобы показать зрителям историю настоящей любви и настоящей силы духа. Ноймайер открыто показывает, как человека разрывает от боли, как страдание достигает порога невыносимости.

Заметим, что в сценах на корабле звучит одесский «Цыплёнок жареный», символизирующий бездуховный мир людей, а в оркестре используется терменвокс — электронный музыкальный инструмент, созданный советским изобретателем Львом Терменом в 1919 году и в наше время периодически реанимируемый из небытия.

Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».

Сергей Самойленко

Читайте больше статей на сайте iskry.life.