Прочитала новость о том, что режиссер Алексей Учитель покинул Российский оскаровский комитет в знак протеста против того, что Россия отказалась выдвигать наш фильм на «Оскар» в этом году. Мне кажется, в этой связи есть о чем поговорить.
Скажите, пожалуйста: а для чего в этом году подавать наш фильм на «Оскар»? Может, у кого-то есть ответ на этот вопрос? Сам Алексей Учитель сформулировал это примерно так: чтобы они знали, что российское кино есть. Интересно: а им это знание зачем? Что оно им даст? Лишний повод, для того чтобы унизить нас? А нам знание о том, что они знают, что даст? Так ведь самое смешное состоит в том, что они-то и так знают о нас, но при этом знать они НЕ ХОТЯТ. Ну не хотят – ни нас, ни культуры нашей, ни кино нашего.
Если они собрались номинировать на что-то там украинский фильм про «события» в Буче, то что НАМ-то там делать? Сегодняшний «Оскар» - это, конечно, пока что не уровень «Евровидения», но он стремительно к нему приближается. Как говорится, табор с космической скоростью уходит в небо.
Это у нас что, так наш комплекс вины, нелюбовь к себе продолжает болеть? Без одобрения «Оскара» мы не сможем продолжить развивать наше кино? Или что? Нас должны обязательно похвалить американцы? Ну даже если с ЭТОЙ (нежизнеспособной, на мой взгляд) позиции похвалы смотреть на данный вопрос, то я вас уверяю: не похвалят они нас в этом году. Унизят, может быть. Украинские флаги будут носить в течение всей церемонии. Какой-нибудь обязательный для всех желто-синий дресс-код введут. Да мало ли способов у киношников. Творческий же люд…
Что, очень хочется все это лицезреть? Ну я не знаю просто. У меня нет этому объяснений. И нет тут никакого протеста с нашей стороны или чего-то подобного, уверяю вас. Это просто объективная реальность и ее признание. Да и вообще: ждать похвалы от американцев – для чего, если мы с ними перпендикулярно разошлись во мнениях по всем вопросам?
К тому же: какую повестку мы в этот потенциальный фильм-претендент могли бы заложить? Про смелых русских солдат? Интересно только, кто там будет это принимать. Кто там ГОТОВ это принять. Или, как обычно, будем отрабатывать, что называется, «западный кейс»? Мы же все знаем, что один из самых любимых и обласканных Западом режиссеров – господин Звягинцев. Ну вот если только такую философскую чернуху, как у Звягинцева, то да, можно БЫЛО БЫ. Но послушайте: кто-то реально готов ТАКОЕ туда отправить? Официально? От России? Пока наши мужики воюют? Тогда возникает уже другой вопрос, философский: а за ЧТО они в таком случае воюют?
Конечно же, можно было бы все эти вопросы задать протестующему Алексею Учителю, но, боюсь, его ответы нам всем не понравятся. Более того: и эти все вопросы Алексею Учителю не понравятся. Видимо, Россия и режиссер Учитель разонравились друг другу…