Методики для диагностики мотивации
Мотивация существенно влияет на все сферы жизни человека, формирует личностные особенности и стратегии поведения. Именно поэтому изучение и диагностика мотивов и потребностей так важны в психологической практике, работе с персоналом, образовании и медицине.
Два полезных инструмента для исследования мотивации от Компании Иматон:
Методика предназначена для мобильного мониторинга мотивационных тенденций коллектива, диагностики индивидуальной мотивации работников с целью оптимизации организационных систем стимулирования и мотивирования труда, подбора индивидуальных форм мотивации.
Методика «Мониторинг трудовых мотивов» создана на основе двухфакторной теории Фредерика Герцберга, адаптирована и стандартизирована для российских специалистов доцентами кафедры психологии личности Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии В. Р. Келихом и Ю. Л. Старенченко.
Среди достоинств методики следует выделить следующие:
· простота и сравнительная непродолжительность процедуры тестирования;
· поддающиеся количественным и качественным видам анализа результаты;
· объективная цифровая шкала достоверности ответов;
· простота и понятность сравниваемых утверждений;
· объемный (восемь характеристик) мотивационный профиль респондента;
· возможность группового тестирования и выявления личных и групповых доминант мотивации.
Методика может использоваться в различных сферах деятельности:
· в индивидуальном психологическом консультировании;
· в различных видах социального аудита;
· в профориентации, профотборе и профконсультировании;
· в менеджменте различного уровня;
· в работе организационных психологов;
· в бизнес-тренинге.
Методика «Мониторинг трудовых мотивов» состоит из опросника, содержащего 56 утверждений, каждое из которых испытуемому предлагается оценить по пятибалльной шкале. Основные шкалы методики, составляющие мотивационный профиль, соответствуют гигиеническим и мотивационным факторам теории Ф. Герцберга:
· Стремление к материальному благополучию – отражает субъективную значимость материального вознаграждения за количество и качество труда.
· Стремление к признанию окружающими – отражает субъективную значимость признания и одобрения окружающими сущности и результатов труда.
· Стремление к ответственности и самостоятельности – отражает субъективную значимость самостоятельной и ответственной деятельности, позволяющей использовать ресурсы, принимать решения, выбирать промежуточные цели и способы их достижения.
· Стремление к зависимости от руководства – отражает субъективно принимаемую респондентом степень своей зависимости от взаимоотношений с руководством, организационных норм и правил поведения, устанавливаемых администрацией.
· Стремление к карьере – отражает субъективную значимость карьерного роста, то есть повышения, в первую очередь, должностного статуса и властных полномочий.
· Стремление к достижению успехов в работе – отражает субъективную значимость непременной успешности в любом виде деятельности и базируется на развитой мотивации достижения успеха (в противовес мотивации избегания неудач).
· Стремление к личностному росту – отражает субъективную значимость личностного роста, повышения внутренней гармонии, личностной и профессиональной компетентности, возможность творческого самовыражения и самореализации.
· Стремление к зависимости от группы – отражает субъективно принимаемую респондентом степень своей зависимости от взаимоотношений с коллективом, готовность добровольно следовать групповым нормам поведения и принимать групповые ценности.
Время тестирования занимает не более 20 минут и не вызывает отрицательных эмоций у опрашиваемых респондентов. Методика может использоваться в работе с людьми от 18 лет и старше, имеющих образование не ниже среднего, сохранный вербальный интеллект. Полученный результат будет содержать не только оценку актуальных и вытесняемых мотивов, но и рекомендации по мотивированию сотрудника в зависимости от специфики мотивационного профиля.
Тест, разработанный Александром Георгиевичем Шмелевым, предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности. Методика позволяет быстро определить наиболее напряжённые и фрустрированные потребности человека (в самосохранении, сексуальном удовлетворении, алкоголе, деньгах, престиже, карьере, семейном благополучии, эстетических переживаниях и познании) как источника его нервно-психического неблагополучия, а также выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия.
Тест давно и успешно применяется в самых разных областях приложения психологических знаний:
· в психологическом консультировании и психотерапии — для исследования основных потребностей человека и степени их фрустрации, выбора стратегии работы с ними;
· в менеджменте — для диагностики лояльности персонала, честолюбия, и т. п., выявления адекватных индивидуальных стимулов, мотивирующих человека к эффективной деятельности (деньги, карьера, удовлетворение познавательных потребностей и др.);
· в политике — для отбора и оценки доверенных лиц;
· в социальной сфере — для диагностики ценностных противоречий в семейно-брачных отношениях;
· в профориентации и профотборе – для выявления ценностных ориентаций при выборе профессии;
· в профессиональном спорте — при подборе индивидуальной системы стимулов для мотивации спортивных достижений;
· в образовании — для выявления причин неуспеваемости старшеклассников и студентов, а также для составления прогноза успешности педагогической деятельности.
Предлагаемый вариант методики состоит из 43 шутливых фраз, напечатанных на карточках, и одной пустой карточки, которые необходимо разложить по 9 темам:
· Агрессия (самозащита)
· Взаимоотношения полов
· Пагубные пристрастия (пьянство)
· Деньги
· Мода
· Карьера
· Семейные неурядицы
· Человеческая глупость
· Бездарность в искусстве
Пустую карточку испытуемому предлагается отнести к той теме, где окажутся наиболее понравившиеся ему шутки.
Тестирование дает много информации для наблюдения, так как юмористические фразы вызывают у испытуемых много разнообразных реакций, а особенности стимульного материала снижают уровень воздействия психологических защит, не вызывают сопротивления у тестируемых. Большинство испытуемых отмечали, что процесс тестирования вызывал у них положительные эмоции и поднимал настроение.
Подробнее о методиках для исследования мотивации от Компании Иматон