Любит ли ваш ребенок учиться?
Этот вопрос мы недавно задали подписчикам нашего Телеграм-канала и получили довольно интересный срез.
То, что их дети любят учиться, указали 32 процента участников опроса, 55 процентов любят только определенные предметы, а 12 процентов не любят учиться вообще.
И хотя это довольно грустная картина, но в целом она лучше, чем аналогичная по стране. Потому что учатся в «Лидере» мотивированные ребята, а нелюбовь к учебе, в том числе, следствие того, что у ребенка есть проблемы с мотивацией.
Тема мотивации очень актуальна, а потому она стала центральной во время недавнего прямого эфира «Разговор с родителями», спикером которого была руководитель психологической службы и отделения комплексных развивающих программ Центра «Лидер» Надежда Сергеевна Воробьева.
Обсуждали в ходе него учебную мотивацию, причины ее снижения, а еще спикер дала практические рекомендации по формированию устойчивой мотивации.
Как отметила Надежда Сергеевна, в психологии достаточно много исследований про мотивацию.
На снижение школьной учебной мотивации влияют разные факторы. Отношения с одноклассниками или с учителем, недостаточная сформированность определенных когнитивных процессов, например, низкий уровень внимательности, логического, пространственного мышления, не очень хорошая память. Итогом могут стать трудности с освоением ребенком школьной программы.
На снижение мотивации могут влиять и пробелы в знаниях. В средней и старшей школе как снежный ком на пропущенную тему начинают нарастать новые темы. Поэтому если есть какие-то провалы, нужно стараться их сразу ликвидировать.
Сигнализировать о том, что есть проблемы, может и то, что у ребенка появились нелюбимые предметы, а затем и нелюбимые дни в школе.
Например, он говорит: «Вторник я не люблю, потому что у нас сразу два предмета, которые мне не нравятся».
А дальше проблема усугубляется.
Конечно, это все поддается диагностике и при желании исправить ситуацию можно. Но это потребует серьезной работы.
Легче проблемы предупредить. А для этого должны быть сформированы опоры - четыре разных вида мотивации.
Самая первая из них - процессная. То есть мотивация от процесса, удовольствие от самой деятельности. Она возникает еще в дошкольном возрасте.
Вы, наверняка, обращали внимание, что на занятиях в детским саду или при подготовке деток к школе, используется много элементов игры. И ребенок, который выходит с занятий, на вопрос родителей: «Что вы сегодня делали?», может сказать: «Играли».
И это при том, что у него есть тетрадь, в которой он выполняет задания и где учитель отмечает, что у него получается, а над чем надо поработать.
Но все мы понимаем, насколько важно удовольствие от процесса. Эмоциональный компонент способствует появлению процессной мотивации в дошкольном возрасте.
Хорошо, если ребенок идет в школу и у него сформирован этот вид мотивации. И круто, если удовольствие от процесса сохраняется в средней и старшей школе и когда мы ходим на работу.
Без процессной мотивации можно, но сложно. С ней проще, но ее недостаточно. Потому что в средней и старшей школе программа становится все сложнее. И учеба – это не только удовольствие, но и большой труд.
Второй вид мотивации – мотивация «подкрепления». Она появляется в старшем дошкольном возрасте, но очень сильно влияет на обучение уже в школе.
Ребенок включается в учебную деятельность и на результаты своего труда получает какую-то нашу реакцию, какое-то подкрепление - положительное или отрицательное.
Самое очевидное подкрепление – оценки, баллы за промежуточное тестирование, какие-то контрольные срезы знаний.
Мотивация подкрепления делает результаты ребенка заметными. Это важно. Другое дело, что нужно осторожно выбирать способы подкрепления. Они могут быть положительными или отрицательными.
Положительная мотивация продуктивнее и работает дольше. Отрицательное подкрепление эффективнее на короткие дистанции. Если мы ребенка отругали за невыученное или плохо выполненное задание, он прям сейчас сядет и что-то сделает, но стремления стараться дальше у него не появится.
Говоря о процессной мотивации, важно отметить, что результат, который получил ребенок, нужно сопоставлять в первую очередь с более ранними его результатами. Если в начале 11 класса он писал пробники на 30 - 40 баллов, не всегда выходя на достаточный уровень, чтобы сдать экзамен, и в конце года пишет на 70 – 80 баллов, рывок гораздо больше, чем у того, кто в начале года пишет на 80 баллов и в конце на 90.
Хорошо, чтобы у ребенка в средней школе появилось понимание, что «да, у меня «четыре», конечно, я хочу «пятерку». Но эта моя «четверка» крепче, чем две недели назад. Я допускаю ошибки, но все равно у меня есть прогресс».
Этот момент плюсового подкрепления очень важен.
Третий вид мотивации - мотивация достижений, когда ребенок понимает, что у него точно есть своя зона успеха, предметы, которые легко даются, сферы деятельности, где он успешен и заметен.
Не всегда получается найти эту зону в школе, и тут точно поможет дополнительное образование.
Часто родители выбирают для ребенка допзанятия, чтобы ликвидировать какие-то проблемы, закрыть дыры. Плохо с математикой, мы добавляем репетитора, берем математику в группе. И ребенок трудом берет математику. Это нужно делать, потому что помним про снежный ком. Но ребенок в этой ситуации догоняющий.
Задача родителей - вместе с ребёнком найти зону, где он будет чувствовать себя успешным. Например, математика - это труд, а робототехника – удовольствие. Тогда математика поддерживает перспективы в робототехнике, а процесс создания роботов приносит эмоциональное удовлетворение. Или математика – это труд, а театральная студия — удовольствие, возможность почувствовать себя успешным.
И если эти три опоры есть, то это уже очень устойчивая история.
Но самой устойчивой она становится тогда, когда есть четвертая опора - сформированное представление о будущем. Появляется оно лет после 12, хотя вопросы, кем ты хочешь быть, нужно задавать и в старшем дошкольном возрасте, и в начальной школе. Чтобы понять, что ребенку нравится, какие у него формируются идеалы, на кого он ориентируется. Вопросы о будущем, которые он на себя примеривает, будут влиять на мотивацию, потому что школьник понимает, что ему пригодятся те или иные предметы.
Хорошо, если у ребенка сложилось более-менее устойчивое представление про его перспективы и связка интеллект = успешность. Это станет самой опорной колонной его мотивации.
Если все эти основы присутствуют, то мотивация не будет болезненной темой, ребенок будет двигаться вперед с удовольствием, успешно преодолевая трудности.
Если вы чувствуете, что в вашем случае это не так и ситуация уже поплыла, что какие-то опоры надломлены, можно обратиться с этим вопросом на консультацию к психологам Центра «Лидер». Они помогут понять, где пробел и как его устранить.