Сколько гармошек нужно гармонисту?
Даже если в вашем арсенале уже достаточно инструментов в различных тональностях, всегда в шутку можно ответить “ещё одна” 😉 Если вы только начинаете своё путешествие в мир губных гармоник и пока не знаете какие инструменты вам понадобятся, то информация ниже рискует быть вам полезной.
👀 Видели ли вы концерты, в которых участвует профессиональный игрок на губной гармонике? Обычно у него или лента, похожая на пулеметную, но заряженная гармошками, либо чемоданчик с игриво торчащими из него инструментами. Зачем же так много? Давайте разбираться 🤓
На диатонической гармошке в стандартном строе Рихтера можно сыграть все ноты натуральной гаммы той тональности, которая указана на коробке от гармошки. Для комфортного начала обучения на диатонике нужна гармоника в тональности до-мажор (С). На ней присутствуют все ноты гаммы до-мажор (С). Это не значит, что на ней мы сможем играть только в этой тональности. Даже не умея добывать дополнительные ноты с помощью специальных приёмов (бенды и овербенды), мы можем относительно удобно обыгрывать 6 тональностей. Но если вы, например, выучили песню в до-мажоре на гармошке С, а потом захотите транспонировать её в другую тональность (предположим, нашли минусовку в другой тональности), то вы можете или искать как сыграть ее на ДОшке (это сложно), или вы можете просто взять гармошку в соответствующей тональности и сыграть мелодию по тем же отверстиям как изначально выучили на гармошке С. Здорово же?🤓
😇 Соответственно, для совсем уж комфортной игры во всех тональностях нам было бы неплохо приобрести гармошки во всех тональностях: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль... Ого, 12 штук!
Но нужно заметить, что приобрести все тональности сразу будет немного накладно. Да и есть из них те, которые на практике вам могут и не понадобиться вовсе 😉
Я в своё время приобретал гармоники по мере необходимости. Просят меня друзья подыграть в определенном треке - определяю какая подойдёт гармоника и приобретаю ее 😉
Если у вас есть только ДОшка, вы хотите расширить арсенал инструментов, но пока ещё нет необходимости в конкретной тональности, то рекомендую вам приобрести гармошки в тональности ля (А) и соль (G). Они пониже, чем ДОшка, на них хорошо отрабатывать дыхательные упражнения, а звук их сочен и крут 😉 На гармониках в этих тональностях сыграно много блюзовых композиций, разборы на которые вы можете встретить в интернете.
Если вы любите блюз и хотите играть его на диатонике, то гармоники С, G и A должны оказаться у вас в первую очередь. Далее приобретаем D, F, E и Bb 🙂 ЧТО? Как тут оказалась бемольная гармошка? На практике си-бемоль (Bb) нам пригождается чаще, чем си (B). Дело в том, что блюз чаще играют не в тональности гармоники, а в тональности аккорда, который у нас находится на вдохе с 1-го по 4-ое отверстие (вторая позиция).
У гармошки си-бемоль на вдохе будет аккорд фа-мажор. Т.е. если у нас блюз в тональности фа, то берём гармонику си-бемоль. Гармошка же си (B) нам понадобится для игры блюза в тональности фа-диез, которая, скорее всего, будет встречаться реже, чем фа. Поэтому в основной сет берем Bb, а не B.
Вполне возможно, что этих семи гармошек хватит для решения ваших задач надолго, но ограничиться ими сложно. Гармоники в самых используемых тональностях захочется продублировать и, возможно, у вас возникнет интерес к гармоникам в пониженном строе, а также альтернативных строях... ну это мы всё про диатоники ведём беседу, а ведь скорее всего и на хроматике захочется попробовать 😉 Будьте готовы, что все хотелки удовлетворить будет не так просто и дёшево, но это всё относительно.
Если сравнивать цены на гармошки с ценами на другие духовые инструменты, то большой сет гармошек вам может стоить примерно так же, как какой-нибудь тромбон 😉
Ну и вам не нужно приобретать всё сразу - пробуйте, ищите удобные вам модели и играйте в своё удовольствие 😎
#губнаягармошка #гармошк