Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Люди боятся психиатрических больниц и идут в храм в надежде на церковные таинства, помощь Божию. Между врачом и священником выбирают священника.
– Это неправильно. Есть состояния, когда духовное окормление невозможно, поскольку существует некая граница, за которой священник уже бессилен. В таких случаях он вправе и даже обязан посоветовать человеку обратиться к врачу. При любых заболеваниях, не только психических, отказываться от лечения нельзя. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.
Но способен ли человек с психическим заболеванием воспринимать духовную жизнь, таинства Церкви?
– Конечно, но, повторюсь, не в остром состоянии, когда он неадекватен, а в период выздоровления, тогда вера очень помогает. Я знаю человека, больного шизофренией (а это тяжелое психическое расстройство), который, находясь на лечении в Саратовской областной психиатрической больнице имени святой Софии, начал посещать больничный храм. Его состояние заметно улучшилось.
У меня была пациентка, которая болела много лет, все время находилась в стационаре, но реального улучшения не было. Мы с ней много беседовали, она стала интересоваться верой, читать молитвы, однажды попросила меня привести священника и причастилась. Постепенно ее состояние стало улучшаться, и мы стали отпускать ее в храм. Результат был удивительным: после многолетнего пребывания в психиатрической больнице женщина была выписана и уже несколько лет не попадает к нам. Это итог правильного лечения и духовного окормления.
С надеждой на Бога
Вы имеете дело с самым тонким инструментом – душой человека. Зависят ли результаты лечения от того, как врач относится к религии, верующий ли он сам, или на первом месте его профессиональные качества?
– Знания, опыт врача очень важны, но когда врач верующий, у него другое отношение к болезни и к больному. Мне вера помогает в работе, но я знаю врачей, которые, узнав, что человек ходит в храм, крутят пальцами у виска. Они не одиноки в своих воззрениях – приходится слышать от неверующих родственников душевнобольного: «Домолился!» Но Церковь никогда не приведет к шизофрении. Православие отвечает на это первой строкой 13-го псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Я не каждому говорю о помощи Божией, но если человек воспринимает мои слова, я всегда говорю: «Помолитесь, с Божией помощью будем бороться с недугом».
Людмила Федоровна, а как вы сами пришли к вере?
– Наверное, как и каждого из нас, Господь вел к Себе постепенно. В нашем коллективе появился человек, который интересно рассказывал о паломнических поездках. Моя первая поездка была на Семиключье в Пензенскую область. Дорогой нам показали фильм о Дивееве, меня особенно поразили кадры крестного хода, когда люди встают на колени и над ними проносят икону преподобного Серафима Саровского. Прошло много лет, и в одной из поездок мы заехали на святой источник батюшки Серафима. Это было 1 августа, в день его памяти. И вдруг мы увидели, как по трассе движется поток людей с иконами. Мы быстро присоединились к крестному ходу и встали на колени под иконой. Такое чудо со мной случилось! Господь ведет нас, слышит и исполняет наши желания, приводит к святыням.
Как это изменило вашу жизнь – личную и профессиональную?
– Когда постоянно общаешься с нездоровыми людьми, их родственниками, накапливается усталость, но после воскресной литургии и Причастия приходишь в понедельник на работу, полная сил. Вера в Бога и воцерковленность – основа взаимоотношений между врачом и пациентом, особенно в такой сфере, как психическое здоровье. Конечно, спокойней стало работать, ты уповаешь на Господа, понимаешь, что все в Его руках.
Меняется отношение к больным. Как психиатр я могу определить, находится ли человек в унынии, что является грехом, и здесь быстрее поможет священник, или у него депрессия, которую надо лечить.
Разве между этими недугами нет знака равенства?
– Нет, это не одно и то же. Уныние – греховная страсть, и здесь избавление приходит через молитву, смирение. Иначе это состояние может перейти в болезнь. Депрессия – серьезное заболевание, и здесь нужна терапия.
Человек может сам понять, нужно ли ему срочно обратиться к психиатру или попробовать самому справиться с затянувшимся унынием?
– Все же лучше обратиться к врачу. При депрессии нужны лекарства, уныние лечится по-другому – псалмы помогают.
Вы на себе проверяли?
– Да, это реально помогает. Преподобный Иоанн Лествичник назвал уныние «всепорождающей смертью», душеспасительные псалмы помогают нашей робкой душе, доходят до ее глубин и наполняют теплом, радостью, любовью. С Божией помощью можно одолеть эту скорбь.
Людмила Федоровна, как относятся к вам коллеги?
– Появление икон в кабинете сначала вызывало недоумение. Но прошло время, икон стало больше, а главное, поменялось отношение к вере. В нашем отделении все уже носят крестики, кто-то начал ходить в храм, интересоваться церковной жизнью. На праздник Крещения Господня мы стали приглашать батюшку и освящаем всю больницу, раньше такого никогда не было. Весь персонал и больные с удовольствием участвуют в молебне. На Рождество, Пасху стараюсь всех поздравить с праздником. Люди этого уже ждут.
Душа стремится к Господу
Наша жизнь не располагает к оптимизму. Скажите, легче ли церковным людям справляться с тревогой, страхами, или это зависит от психики человека, его характера?
– Верующие люди ведут себя спокойнее, они понимают, что раздражаться, гневаться, конфликтовать, роптать – грех. И, конечно, они заметно легче переносят любые невзгоды, понимая, что на все воля Божия.
Церковному человеку легче отказаться от вредных привычек, мне эти случаи хорошо известны. Мы знаем, что пьянство – это недуг, но также и греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуешь, никакие уколы здесь не помогут. У меня есть знакомый – верующий человек, но пристрастился к алкоголю, и жизнь пошла наперекосяк. Невеста, зная его порок, не спешила со свадьбой. Шло время, храм он не оставлял, и однажды, после литургии, мужчина понял, что его больше не тянет к спиртному. Он женился, все у него нормально. Я узнала эту историю, когда мой знакомый пришел за разрешением на получение водительских прав. Такое слышишь не каждый день, но когда человек с помощью Божией и верой борется со своей пагубной страстью, чудо исцеления происходит.
По учению Церкви, наша душа бессмертна. Но если человек душевно болен, разве этот недуг не ведет к распаду личности?
– Когда мы больны физически, мы ограничены в каких-то действиях, нам трудно бывает что-то делать. Так и душа – она тоже начинает ограничиваться нашим мозгом. Например, при деменции клетки мозга отмирают, и человек теряет память. Но если он всю жизнь молился, он и продолжает молиться и обращаться к Богу. То же и при шизофрении, просто человек уходит в себя, окружающий мир становится ему неинтересен, но его молитвенное состояние в нем остается, его душа живая, она все равно стремится к Богу.
Людмила Федоровна, если говорить в целом о психических болезнях – что это? Почему Господь посылает такие тяжкие испытания?
– Психические заболевания – это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Относиться к таким людям надо с христианским милосердием, любовью и состраданием.
Беседовала Ольга СТРЕЛКОВА
Публикация сайта Покровской епархии