Банкротства в России как билет в один конец - кредиторы не дают второй шанс, а желающих начать все с начала тоже не видно. Но некоторые из таких историй крайне занимательны, давайте же с ними познакомимся.
Банк «Империал», 2004 г.
28 Декабря 1990 г. в Москве был зарегистрирован банк «Империал», который активно участвовал в урегулировании долгов развалившегося СССР, и первым в России начал выпускать пластиковые карты VISA на территории страны. Читатели, кому за тридцать, наверняка помнят шикарные рекламные ролики, которые для банка снял Тимур Бекмамбетов
Но долговой кризис 1998 года не мог не повлиять на банк, тесно переплетенный с государством. В августе лицензию у Империала отозвали, что, учитывая собственный капитал банка в 1, 5 трлн рублей, выглядело крайне подозрительно. А дальше начинается абсурд - суд постановляет вернуть лицензию, и банк продолжает работу. Но процесс был необратим - в 2004 году банк все-таки признали банкротом. Имущество отошло Лукойлу, а акционеры продали свои долги с дисконтом.
Завод им. Лихачева, 2016 г.
ЗИЛ родился более века назад - в 1916 году с «Первого автомобильного завода». За последние сто лет на заводе собирали FIAT, производили грузовые и легковые машины по американским лицензиям и даже выпускали холодильники. Расцвет предприятия пришелся на советский период - экспорт в 51 страну мира и около 100 тыс. рабочих мест, но после распада Союза предприятие начало скатываться в пропасть.
Говорят, что сохранение предприятия, 64% акций которого принадлежало правительству Москвы, было просто не в интересах столичных властей. Завод занимал лакомые территории в центре города. На момент открытия дела по банкротству в 2011 г. долги составляли 15 млрд руб., почти половина из которых [внимание] приходилась на кредиты правительства Москвы. В 2013 г. производство было остановлено, в 2014 г. принято решение о полной ликвидации, а в 2016 г. с конвейера сошел последний в истории завода грузовик ЗИЛ 43276Т.
Сегодня завод снесен, а на его месте строят жилье, офисы и коммерческие объекты.
Трансаэро, 2017 г.
В 2014 году компания «Трансаэро» была вторым по величине российским авиаперевозчиком, главным конкурентом «Аэрофлота». Но уже через два года прогремела новость «компания - банкрот!»Общий кризис отрасли воздушных перевозок сказывался на компании еще задолго до ее несостоятельности. Несмотря на двойное увеличение выручки в начале 2010-х гг., к 2015 году выяснилось, что Трансаэро задолжала банкам 260 млрд рублей.
И тут на горизонте появился Аэрофлот, который предложил выкупить 75%+1 акцию перевозчика и взять его под свое крыло [шутка про динозавра-стендапера]. Но спустя два месяца Аэрофлот поменял свое решение и забрал спасательный круг, мол, Трансаэро не успел собрать пакет документов. Внезапно проснулись крупные банки-кредиторы и подали иски о банкротстве перевозчика. 13 сентября 2017 года Арбитражный суд признал компанию банкротом и ввел процедуру конкурсного производства, а большинство направлений Трансаэро досталось Аэрофлоту. Может в этой истории все лежит на поверхности - устранили сильного конкурента и дело с концом?
***.
Эта статья анонсирует образовательное видео об институте банкротства, которое выйдет 11 октября на моем ТГ-канале