Юрий Мамонтов
Воспоминания о Балхаше. Полигон Балхаша известен многим лётчикам с ПВО. Большинство из которых на нём были не единожды и не только на одном типе самолёта. У многих этот полигон прошёл через всю службу. Я на нём был на двух типах : Ту-128 и МиГ-31. На полигоне выполняли стрельбы по мишеням : парашютным, радиоуправляемым, высотным и не очень.., на сверхзвуке , из пушек, ракетами. Стреляли ЗРВ и ПРО. Там же испытывали новые оборонные комплексы. Из фирмы Гризодубовой (радиопромышленность) я «пересекался» с экипажем Ту-16, с которым познакомился ещё в Сибири, а продолжил знакомство в Амдерме. Они испытатели. Есть аэродромы, когда упоминаешь их, они вызывают массу откликов читателей. Например «Мыс Каменный», «Амдерма». У меня про них статьи опубликованы.
Итак, 16 июля 1954 года образован Сары-Шаганский сельсовет. Сельсовет стоял на железнодорожной станции Сары-Шаган. А в 1956 году началось строительство полигона и города Приозёрск. Суровый пустынный район, необжитый, непригодный даже для выпаса отар. Каменистая бесплодная и безводная пустыня. Именно здесь появился знаменитый аэродром Камбала. Он необходим был для обеспечения технических потребностей и испытаний вооружений. С него выполняли стрельбы авиационные полки ПВО.
Из тетради подготовки к стрельбам на полигоне : «Местность пустынная, равнинная, с северо-западной части холмистая, почва солончаково-каменистая, после дождей размывается, рельеф : максимальное превышение 367 метров горы Балаттау. Искусственные препятствия : вышки до 100 метров. Ориентиры площадные — озеро Балхаш, линейные — железная дорога Караганда — Чу. Запасные аэродромы : Балхаш, Николаевка, Луговая, Кант, Талды-Курган».
Недалеко от Сары-Шагана стоит город Балхаш. Балхашский аэропорт начал свою деятельность в 1933 году. Первыми маршрутами были Балхаш - Алма-Ата, Балхаш – Караганда, Балхаш – Омск, Балхаш – Новосибирск.
Переводов с казахского Сары Шаган и Балхаш я не нашёл. Хотя комп «говорит»: сары - жёлтый .
Для наглядности привожу исторические карты :
Чем запомнился сам город Приозёрск и полигон. Все дома белые. Вода невкусная совершенно, её не пили. И доктор всех предупредил, что чай набирать в столовой во фляжки.
Фляжки носили с собой постоянно. Чай с какими-то добавками. Тоже только одно название. Еда в столовой сносная. Но всё победил пляж и вода озера. Курорт!! Жили в домике, а один раз даже в городской гостинице. Технический состав на аэродроме в палатках.
А батальон обеспечения со всем скарбом за месяц до начала учений убывал железнодорожным транспортом, а затем плёлся назад столько же .А это отражалось на проведении плановых полётов на базовом аэродроме. Всё подчинено было подготовке к стрельбам. Но затягивание и всякие контроли готовности замучили всех и на базовом аэродроме, и на самом полигоне. Так что держать войска долго без боя нельзя. Раздражает. В городе были. Туда даже с полигона поезд ходил. Своим автобусом тоже добирались с проверкой : «Посторонние есть?». Набережная для впечатлений вдоль озера. Запомнилось, как и на всех южных жарких аэродромах — пустота, никого нет, а самолёты «ездят». На арктических аэродромах люди и самолёты вместе.
Самые «быстрые» стрельбы на перехватчике Ту-128. Садимся в Семипалатинске. Взлёт и через некоторое время пуск на полигоне. Потом посадка. Тогда я поставил относительный рекорд продолжительности в воздухе - 3 часа 20 минут. «Пришёл» в Семск (Семипалатинск), а там выпускают пассажирские. Лампа горит красным волчьим глазом. Сел. Заправили. И домой в Сибирь, ночью. На маршруте в грозу попали.
Так вот, в том полёте пуск произвёл залпом двумя. Но команду получил уже на боевом курсе. При пуске требовалось наклонить голову, чтобы не допустить временного ослепления. Двигатели ракет «горят» очень сильно. При сходе чувствуется разбалансировка самолёта. При сходе первой и второй ракеты проходит «вечность», а фактически секунда. И были случаи, когда лётчик, подозревая отказ нажимал кнопку пуска (гашетка на штурвале) повторно и вместо одной ракеты — уходили две. Доклад : «Расход две» с последующими выводами на разборе. При подрыве боевой части ракеты безориентирная ночная местность полигона превращалась ненадолго в дневную с хорошо видимыми наземными ориентирами речушками и дорогами, мелкими озерцами. Ночь превращается в день. Всё светло. А затем ты опять в ночном чёрном космическом пространстве.
На МиГ-31 подняли с боевого дежурства. "Свободная охота". Вывели на полигон. Выдали в эфир координаты цели, её направление полёта и скорость. Поставили задачу в воздухе : уничтожение цели тремя Р-33 (эти ракеты у меня «под животом»). На командном пункте москвичи-проверяющие сказали всем присутствующим отойти от индикатора кругового обзора ( ИКО экрана ). Мне нужно было рассчитать момент входа цели в координаты полигона для выполнения пуска. Только здесь разрешён пуск ракет. Я ходил галсами ( относительно цели "назад-вперёд"). Ждал входа цели. Затем развернулся в лоб цели и …..Цель горит и падает.
О некоторых эпизодах я рассказывал в «Авиаторе» ранее - «Впереди неопознанная цель», «Впереди неопознанная цель» (4ч.), « О ракетах которыми стрелял» и других….
Были и курьёзные случаи. Взлетели по незнакомому маршруту. После уборки шасси и закрылков штурман : « Командир, я в предполётном классе карту с маршрутом забыл». А потом ещё навигационная система отказала. Во общем прошли по маршруту, сели. А у товарищей после длительных маршрутов с перехватами были посадки с вёдрами топлива. Ругали.
Из тетради подготовки к стрельбам.
Привожу пометки ( они потом вошли в отчёт и окружную газету) из записной книжки начальника политического отдела Берлинского ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка 23-й Гомельской дивизии ПВО подполковника Козлова Михаила Ивановича : «Общую картину довершили неграмотные действия штурманов наведения. Из-за психологических нагрузок они увеличивали дистанцию между перехватчиками порой до 50—60 километров. Время же горения ПМ составляло примерно две с половиной минуты. И как результат: летчик докладывает о том, что факел наблюдает, захватывает. Факел в это время гаснет. Приходится прекращать атаку.Из десяти экипажей только половина отстрелялась. Остальные «привезли» ракеты обратно на аэродром». Успех стрельб на полигоне зависит от многих специальностей, а точнее специалистов.
В районе озера Балхаш происходили авиакатастрофы и аварии летательных аппаратов. Вот истории некоторых из них.
20 февраля 1935 года вылетел самолёт Р-4 из Балхаша в Алма-Ату. Через 15 минут полета на удалении 50 км над замершим озером самолет попал в снежный буран. Оценить направление и высоту полета было затруднительно. Летчик принял решение идти на вынужденную посадку. Планер разрушился, летчик и два пассажира получили ушибы.
30 сентября 1948 года днём в 39 км северо-западнее аэропорта Балхаш упал пассажирский Ли-2. Экипаж и 11 пассажиров погибли. Шёл с посадками из Алма-Аты в Москву. После взлёта с аэр.Балхаша в следствии разрушения правой стороны центроплана произошёл обрыв правой плоскости. Самолёт был найден только 10 октября. Причиной обрыва правой плоскости и разрушения центроплана явилась созданная летчиком перегрузка при выводе самолета из угла снижения в результате вынужденного подхода к земле на большой скорости.
23 января 1951 года Ан-2 выполнял полет по маршруту Балхаш – Алма-Ата. Попали в туман и столкнулись с торосами льда озера Балхаш. Отделались испугом.
Ранним утром 21 декабря 1955 года на грузовом Ли-2 (аэрофлот Л4981) произошёл отказ приборов. ( гиросистема). Маршрут : Алма-Ата - Балхаш и далее на Москву. Полётный вес максимальный (почта + тальк в ящиках). По маршруту слоисто дождевая облачность с нижним краем 200м. Аэропорт Балхаш и Алма-Ата приняли доклады от экипажа. (Командир экипажа Иосиф Корнейчук). Поздно вечером самолёт был найден разрушенным и частично сгоревшим в 105 км на юго-востоке от Балхаша в пустыне Сарыесик-Атырау (пустыня на обзорной карте обозначена). Столкновение с барханом заснеженной пустыни произошло на большой скорости с курсом 65 градусов, с правым креном и работающими двигателями. От момента доклада до столкновения прошло 4 минуты. Все находившиеся на борту погибли.
25 января 1965 года во время ночного учебного полёта на истребителе Су-9 в результате отказа управления катапультировался подполковник Овчаров. Далее мне непонятно: «самолёт приземлился самостоятельно в 32 километрах от аэр. Сары-Шаган. Смял подвесные топливные баки. Истребитель был восстановлен». (этот факт изложен в Википедии).
В 1968 году самолёт Ту-16 упал в озеро Балхаш. 500 метров от берега. На берегу озера Балхаш в окрестностях города Приозерска установлен памятник погибшим на полигоне Сары-Шаган авиаторам. Памятник установили в 1972 году, и уже тогда на нем были десятки имен. Памятник установлен на траверзе катастрофы Ту-16, которая произошла на виду у всего города. Тогда погиб весь экипаж.
В 1989 году МиГ-25 упал в районе поселка Чубар-Тюбек (побережье озера Балхаш). Лётчики катапультировались.Спарка?
1990 год. На полигоне с высоты 4.000 метров произведён пуск ракеты Р-33 (МиГ-31) по радиоуправляемой мишени. Ракета угодила в самолёт, находившийся на высоте 15.000 метров.
25 августа 2017 года легкомоторный самолет МAULE М-7-260С производства США упал на территории Балхашского района, в 20 километрах от села Жидели Алматинской области. Погиб пилот 63-летний Анатолий Меньшиков. Пассажир Зикербаев получил кроме ушибов и ссадин множественные травмы : перелом костей таза, переломы поперечных отростков позвонков.
В мае 2020 года экипаж Ми-2, пролетая над труднодоступным пустынным районом в двухстах километрах от райцентра Баканас ( он тоже на обзорной карте есть) и ста километрах от сухого рукава Шет-Баканас - старого русла реки Или ( р.Или на обзорной карте есть), заметил среди песчаных барханов металлические конструкции, напоминающие остов крупного планера. Приземлившись, летчики нашли останки цельнометаллического самолета довольно старой конструкции (останкам 80 лет).
В апреле 2021 года при проведении учебно-тренировочных полетов при заходе на посадку в учебном авиационном центре города Балхаш упал Су-30СМ пограничной службы Казахстана.
Благодарю читателей, если будут добавления и комментарии к статье и особо, если эта статья позволит кому-то встретиться после долгой разлуки.