В попытках разобраться, что из окружающей нас действительности является добром, а что – злом, многие нередко упускают или намеренно выводят за пределы поля общественного внимания такой вопрос, как отношение к чужим, посторонним людям, часто находящимся «по ту сторону баррикад», противникам и оппонентам во всех смыслах этого слова.
А ведь на самом деле это – очень важный признак, по которому практически всегда можно определить светлую и темную сторону. Добро всегда будет милосердно, оно никогда не будет пользоваться временной слабостью противника, чтобы отомстить, никогда не воспользуется своим силовым преимуществом, чтобы унизить оппонента, поставить его в невыносимые физические условия или причинить ему ущерб еще каким-либо образом.
Для добра, как я уже писала, совершенно не характерна история с «добиванием слабых» - напротив, слабость чужака, даже находящегося на противоположной стороне, для добра всегда будет лишним поводом оказать этому чужаку помощь и поддержку. Для чужака, попавшего в руки добрых сил, его слабость будет его преимуществом – что бы он до этого не натворил, какие бы злодеяния не совершал, суд над ним будет отложен, а с публичным осуждением повременят, пока он полностью не поправится и не придет в себя. Так, и только так ведет себя добро.
Для зла же, очевидно, любая слабость противостоящей стороны и ее представителей будет восприниматься лишь как очередной повод нанести удар и причинить ущерб. Помогать слабому и попавшему от него в зависимость оппоненту злодею и в голову не придет. Какой же дурак будет это делать, и какой же дурак не воспользуется этим обстоятельством, чтобы отомстить, добить, окончательно замучить? Слабость человека, попавшего в руки темных сил, будет его бедой и уменьшит любое преимущество в других аспектах.
Ни о каком благородстве и сострадании зло не имеет никакого понятия, этих категорий для него не существует в природе. Поэтому, в каком бы ни был состоянии чужак, попавший в руки злодея или в зависимость от него, чужаку точно не поздоровится. Чужаку припомнят все прошлые обиды, возместят на нем все былые провалы и неудачи, выместят свою досаду и горечь разочарования от прошлых потерь. Вот что такое зло, и именно так оно всегда и поступает.
Зло, как правило, хорошо знает и понимает, что подобное поведение его всегда выдает, поэтому обычно очень старается скрыть последствия такого поведения. Если же скрыть не получается, оно начинает лгать, опровергая очевидные факты, обвинять противоположную сторону в подделке всего этого компромата, придумывать и приводить веские, на его взгляд, поводы и причины так поступать. Все это – тоже верные признаки зла, так как добру скрывать нечего, и обвинений в жестокости оно не опасается.