«Да, я не Моцарт и не собираюсь занимать его место в музыке… потому что у меня есть свое место, и оно намного выше.»
Людвиг ван Бетховен.
Самонадеянно? Может быть, и так. Но что, если человек знает себе цену? И заявляет это не огульно. Если всю детскую жизнь отец-музыкант из него пытался «лепить» второго Моцарта? Обнаружив одаренность у сына, Иоганн Бетховен захотел славы. И добивался этого, грубо наказывая и унижая. Требуя абсолютного следования нотам. Был бы Людвиг послабее, сломался. Но талант, а, может, предназначение, взяли верх.
Впрочем, когда отец понял, что Моцарта не получится, махнул на сына рукой и стал спиваться. А учителя – приятели отца, уважали трудолюбивого ученика.
«Обучение было пугающе отрывистым, сегодня он изучал одно, а завтра совсем иное, но вопреки всему мальчик не только не возненавидел занятия музыкой, а начал искать в ней спасение от окружающего его мира, жестокого отца, вечно заплаканной, кашляющей кровью матери, которой он не мог помочь… Музыка дарила радость и свободу, в то время как окружающая его жизнь, мягко говоря, не радовала»
Рано или поздно, приходит время развиваться, двигаться дальше. Подростку помогают наставники, открыв дорогу к частным урокам. Учиться музыке модно, многие богатые семьи готовы вкладывать средства в образование своих отпрысков.
«Мы ведь музыканты, одни собирают полные залы, играют по церквям, бегают по урокам или просто стоят на улице, собирает гроши. Тем не менее, все мы служители МузЫки, а стало быть, равны перед ней.»
И продолжать учиться самому, много и упорно работая. Искать учителей, теперь, с окрепшим даром, это становится в провинциальном Бонне все сложнее. Но деваться некуда – здесь семья, и она нуждается в нем.
«Уроки отрывают его от сочинительства и приносят ничтожно мало денег, но на эти деньги он практически содержит семью… У тринадцатилетнего подростка не хватает душевных сил полюбить или хотя бы подружиться со своими учениками »
Людвиг все еще остается подростком, резким, вздорным. Школу он давно бросил - не до нее. Благо, в одном из семейств к нему и отнеслись как к ребенку, которому нужны внимание и помощь. Он стал бывать в обществе, на званых вечерах. И понял, что знаний обо всем, что не имеет отношение к музыке, у него ужасающе мало. Людвиг занимается самообразованием - читает запоем книги под тактичным руководством принявшего его семейства. А еще, у них же в доме он встречается с приезжими знаменитостями. Кто-то из них становится для него временным учителем.
«И еще благодаря своему новому учителю Людвиг наконец узнает, как называется то, чем он столь долго раздражал своего отца. Вариации! И еще одно открытие: в просвещенной Вене за это дело отменно платят.»
Нужно ехать в Вену. Здесь уже тесно для него, даже временных учителей найти все сложнее. Но семье нужны деньги. Мать болеет, отец пьет, а братья еще малы.
«Что же такое эти самые вариации? – это основная тема и множество подходов к ней.»
Это уже сочинительство, а не просто исполнение музыки. И он посещает Вену, встречается с Моцартом и говорит с ним на одном языке, импровизируя. Мэтр в восторге, готов обучать, но судьба распорядилась иначе. Мать умерла, и семья опять нуждается в его помощи…
И в Вене он окажется позже, и станет композитором. Моцарта в живых уже не будет. Останутся лишь обывательские сплетни о мнимой виновности Сальери… О Черном человеке, что заходил накануне. В последнем Бетховен узнает себя, так он и приходил, весь в черном, ничего не говоря словами.
«Его музыка действовала по-разному, более слабые впадали в эйфорию, начинали плакать навзрыд или корчились в припадках падучей, кто-то обретал новые силы, кто-то отбрасывал условности и отдавался своим страстям»
Характер все такой же несносный, резкий, с ним очень нелегко.
«Да, музыканты и певцы, коих «жестокая» судьба толкала в лапы ужасному Бетховену, обливались горючими слезами, с трудом перенося его жесткий диктат. Он же требовал невозможного, заставляя людей прыгнуть выше собственных голов и представления о пределе.»
Впрочем, не только по части музыки. Он не считается ни с кем, и ни с чем. Его раздражают люди, все сильнее. Любое жилье превращается в берлогу, ученики заказывают для него одежду. И даже это не побуждает его мыться. А еще есть то, что тщательно скрывает от всех, отказывается верить сам. Он теряет слух, пока совсем не оглох. Как же теперь жить и работать?
«Неожиданно для себя Бетховен осознал, что его недуг в то же время – его благословение. Сам Господь в своей доброте спас его от лишних, ненужных ему звуков, одновременно с тем оградив и от досужих разговоров, ненужного общения, прочего, прочего, прочего.»
Уже не действуют слуховые трубки. Но его друзья ему пишут. Сохранилось много тетрадей с этой «перепиской». Еще больше писалось на клочках, потерянных и уничтоженных. Однако, нрав ему недуг не улучшил.
«Бетховен жил будущим, которое звало его к себе, притягивая неизвестностью. Новое произведение было для него намного важнее нежели старое. Когда же при нем вдруг начинали хвалить вещь, которую он, написав в спешке, теперь ненавидел, Бетховен приходил в ярость.»
Бетховен сочиняет много, его симфонии на слуху. Пишется единственная опера «Фиделио». ЕЕ не сразу принимают, она затянута и не всегда понятна зрителям, но убедить его что-то изменить – практически невозможно.
«Надо воспитывать зрителя, как бы он воспитывал собственного ребенка, а не обижаться на него… Вывод: нужно писать больше, не оглядываясь на модные веяния и жалобы. Сегодня не поняли, вырастут – поймут. Не все, но всем и не дано.»
Всеми правдами и неправдами, его уговаривают на переделки, чтобы спасти оперу. Семьи не создал, отсудил опеку над племянником, но и с ним поладить не смог. Все сильнее пьет и болезнь стала смертельной, врача было вызвать некому.
Людвиг ван Бетховен оказался прав в главном. У него свое место в мире музыки, ни с каким другим несравнимое. Даже глухота пошла на пользу. Его многие знали при жизни, для большого числа начинающих музыкантов он стал наставником и помощником. Так уж было принято в музыкальном мир. Вена скорбела, провожая в последний путь. А его музыка жива и знакома каждому – по сию пору.
Электронную книгу "Бетховен.Черный человек" Ю.Андреевой можно приобрести на АвторТудей: https://author.today/work/163857
Бумажную книгу "Бетховен.Черный человек" Ю.Андреевой в Петербургской Лавке писателей (Невский,66) https://lavkapisateley.spb.ru/knigi-peterburgskikh-pisatelej/betkhoven-chernyj-chelovek