Вчера была бедная Настя, а сегодня умница, отличник и всеобщий любимец - Саша. И тоже из не очень благополучной семьи. Мальчик вырос на удивление умным, доброжелательным и трудолюбивым. Учился Саша на одни пятерки, а занимался со мной с первого класса над произношением. У него была стертая форма дизартрии и на этом фоне боковое, булькающее произношение шипящих. Слюнок выделялось лишнего. Мальчик был весёлый, остроумный. Шутил про себя: "У Саши во рту каша". Занимались мы с ним все четыре года. Гимнастики, массажи, координация речи и движения - все шло в ход. Постановка и закрепление звуков у дизартриков растягивается во времени. Результат был, но небольшая шепелявость оставалась долго. Несмотря ни на что, он у меня играл в кукольном театре.
Это его вдохновляло и окрыляло. Старался больше всех мой Саша. В сказке "Репка" был главным действующим артистом - Мышонком: "Чем топтать без толку грядку, становитесь на зарядку! Чтоб за дело браться, надо сил набраться! Влево - вправо! Влево - вправо! Получается на славу! Встали! Выдохнуть, вздохнуть! А теперь пора тянуть!" - командовал мышонок компанией тянущих репку.
В этой группе были замечательные артисты, и Саша среди них был лучшим.
Каждую перемену он прибегал ко мне. Просил дать ему дело или задание, а я уже не знала, что придумать, что поручить. Его неуёмной энергии просто удивлялась.
Но, однажды, точнее, первого сентября Сашу внесли ко мне в кабинет на руках и положили на диван.
Он упал в обморок на торжественной линейке по случаю начала учебного года. Мальчик был бледный, как полотно. Физрук Валентин Николаевич, принесший его, поднял Саше ноги, чтобы кровь приливала к голове. Рубашку расстегнули. Прибежала медсестра, дала понюхать нашатырного спирта. Мальчик открыл подрагивающие веки. Я дала ему очень сладкого, крепкого и горячего чая, который уже принесли из столовой. Он с жадностью начал пить. Я предложила ему печенье, которое всегда у меня было в запасе. Сашенька принялся есть. Видно было, что он просто голодный. Постепенно щёчки зарумянивались, бледность сходила с лица. Мы с ним остались вдвоем. Все ушли на линейку. Я спросила: "Саша, а когда ты последний раз ел?"
Он опустил голову: "Вчера, днём," "А мама не готовит?" "Готовит, когда есть из чего. Все кончилось. Я бы и сам сготовил. Да вы не переживайте. Она сегодня зарплату получит, купит продукты." Мы пошли с ним в столовую и хорошенько поели. Я бы такого Сашу отняла у горе-матери и себе забрала с радостью, так ведь он ее любил без памяти, заботился, как будто он был отцом, а она его дочкой. Однажды наблюдала такую картину из окна. Шагают мимо школы Саша с матерью. Симпатичная такая, молодая мама. Саша несёт сумку с продуктами, а мамочка в одной руке держит банку с пивом, в другой сигарету. А сын нарезает вокруг нее круги, улыбается, заглядывает в глаза, что-то ей рассказывает. А она поглядывает на него снисходительно, отхлебывая из банки и прикладываясь к сигарете.
В классе Сашу обожали все за его отличный характер, а девчонки поголовно были влюблены. Говорили мне о нем с придыханием, с языка не сходило его имя. Особенно свирепствовала со своей любовью высокая и полненькая девочка Оля. Она запрыгивала ему на спину, хватаясь руками за шею, а он только морщился. "Оля, ты мне спину сломаешь! Ты же тяжёлая!" А Оля заходилась от смеха, нисколько не обижаясь.
Саша был моим первым помощником. Ему смело можно было доверить любое дело. Все ребятишки безумно любили обрызгивать цветы из пластиковой бутылки с распылителем. Но доверяла эту работу я только Саше. Уж он не будет баловаться и брызгать водой на товарищей, не будет крутить головку у разбрызгивателя, пока она не отвалится. Я говорила, что нашему Саше можно доверить все, даже государственную границу. Он радостно смеялся: "Все, Ольга Александровна! Я буду пограничником!" (Не нашла фотографию, где мы с ним стоим около ширмы в кабинете. Все перерыла. Жалко.)
Кстати, пограничники в Воркуте в почете. 28 мая весь город собирается на площади на День пограничника, смотрит парад Арктического отряда. Потом начинаются гуляния, концерт, веселые состязания, гречневая каша с тушонкой из походной кухни.
Я однажды была на таком параде. Слава был уже в отпуске, а я пообещала бывшей ученице и крестнице Рите сходить с ней, ее мужем Андреем и сыночком Сашенькой на праздник пограничников.
Сашенька был таким таким очаровательным, глаз не отвести. Я купила ему шарики с гелием. Мы стояли на самом краю тротуара. Сашуля вытянул руку с шарами, и они хлопали по проходившим строем военным. Бравые ребята улыбались малышу, а он заливисто смеялся. Рита волновалась и оттаскивала сыночка от бортика. После парада к народу вышел мэр Игорь Леонидович. Санёк и тут успел отличиться. Подошёл вплотную к мэру. Тот присел перед ним на корточки и спросил: "Как тебя зовут, мальчик?" На что получил ответ: "Шаша!"
- А как меня зовут, ты знаешь?
- Знаю!
- Как?
- Ты Шпекторрр!
Мэр рассмеялся и погладил Сашу по голове. Он был доволен. Все в городе знали его в лицо, даже такой малыш.
А малыша я только научила говорить звук Р. А вот Ш и С он ещё путал.
Вот так! Начала писать про одного, а получилось про двух Саш. Бывает. Второй Саша вымахал выше отца. Работает на шахте. Хороший парень.
А про первого мало знаю. Говорят, что учился в горном институте заочно. Думаю, что парень нашел свое место в жизни. По-другому не должно быть.
И у непутевых матерей бывают золотые дети, а у вполне благополучных родителей вырастают вдруг моральные уроды и наркоманы. Всякое бывает.