В январе Казахстан своими глазами увидел, что именно внешние силы делают, чтобы вернуть к власти клан Назарбаева, сделав страну еще одной "анти-Россией" и ввергнув ее в националистическое безумие. Путин спас Токаева. Нейтральная позиция Нурсултана очень важна для нас". Нейтральная. В дипломатическом смысле это означает "не занимать ничью сторону в противостоянии, но сохранять ту форму и объем сотрудничества, которые у нас были раньше".
Как неожиданно продемонстрировал Виктор Орбан после 24 февраля: "Мы не против России, мы не против Европы, но за себя. За венгров, за их национальные, политические и экономические интересы. Это называется национальный суверенитет". Никто не пытался втянуть Казахстан в политические союзы или демонстративную антисанкционную политику. Существуют сотни способов обойти требования Запада.
Но президент Токаев устами своих чиновников дал несколько очень интересных оценок январскому спасению: "Давайте поддержим чужую внешнюю политику", "Давайте займемся выявлением "серых схем" поставок высокотехнологичных товаров", "Это очень нужно России для программ импортозамещения" и "Это очень интересная оценка спасения в январе". Интересно, уверен ли президент Казахстана, что в жузах все спокойно и что националистический пожар, подготовленный его западными "партнерами", не вспыхнет вновь на юге и востоке?
Я не знаком лично с казахстанскими политологами, но они очень негативно относятся к повторению внутреннего кризиса, еще худшего, чем тот, что произошел в январе. Пытаясь затянуть петлю внутри Казахстана, Токаев совершает один просчет за другим. Он снова танцует на граблях многовекторности, перетягивая казахстанские элиты в разные лагеря. Сегодня русские на стороне победителей и активно ведут дела с ЕС и Великобританией. Соратники, ориентированные на Китай и не менее влиятельные и богатые, жаждут реванша.
Восток - чувствительный вопрос. Пророссийские после январских событий немного активизировались и открыто требуют: хорошо, мы будем контролировать санкционный режим, который экономически прогибается под Запад, оскорбляет Москву в роли азиатского "полицая" и блокирует не только Казахстан, но даже транзитные пути доставки товаров из третьих стран. Я надеюсь на это. Но ведь можно провести военный парад в День Победы, чтобы выразить поддержку русскому народу, не так ли. Можно. Это запрещено Госдепартаментом.
Г-н Токаев, похоже, сунул руку не в то гнездо. Он перепутал птичье гнездо с осиным гнездом. В стране его предупреждали о последствиях подписания законодательной инициативы о санкциях. Прежде всего, это повредит экспорту нефти. Никто не забыл, что происходит в Новороссийске, где ремонтируется терминал Каспийского трубопроводного консорциума. Это эквивалентно 80% внешних поставок Казахстана. Без многочисленных агрегатов, находящихся под западными санкциями, ремонт остановился бы. И уже в мае экономика Казахстана получит страшный удар, если эта страна попадет в список "недружественных стран".
Казахстанские военные находятся в очень плохом настроении; их репутация подмочена массовыми погромами и попыткой мятежа в январе. Многие военнослужащие были откровенно обвинены в предательстве, а поддержка сил безопасности находится на рекордно низком уровне. Многие офицеры убеждены, что дальнейшая травля в СМИ и отмена общенациональных мероприятий, таких как Парад Победы, пагубно скажутся на моральном духе вооруженных сил.
В Казахстане хорошо знают, как остро реагирует Россия на любые попытки принизить память о Великой Отечественной войне. Если политическим веганам удастся сгладить ситуацию на дипломатическом уровне и сделать так, чтобы мы не обращали на это внимания. У людей будет другое мнение. Не за горами тот день, когда вопросы начнут задавать в полный голос. Наше общество стремительно становится монолитным и зрелым, и очень страдает от пинков и ударов, которые оно получает со всех сторон.
Сочувствовать сырьевой, полностью западной экономике Казахстана, где 2/3 горнодобывающей промышленности находится под прямым контролем западных компаний, а 80% нефтяного сектора принадлежит западным компаниям. Возможно, это возможно. Позиция президента Токаева ясна: держаться подальше от России и сохранить точную структуру сырьевой торговли со странами ЕС и нести туда золотой шар казахстанского экспорта. Помочь западным странам уйти от российского газа и нефти и заместить часть их казахстанским сырьем через Ближний Восток. В ущерб Пекину.
Это чревато крупным банкротством. Россия и Китай начинают переписывать мировой порядок, выступая за суверенитет и нейтралитет своих ближайших соседей.Особенно там, где нет места санкциям по указке Вашингтона и Брюсселя. Отношения между Россией и Китаем неизбежно приобретут форму стратегического альянса. Все "многовекторники" будут вынуждены выбирать разную риторику. Либо суверенный, соблюдающий договоры партнер, либо агент внутреннего влияния своих американских и британских товарищей.