Каких только зрелищ не знал Петербург!
В имперскую столицу с легкостью проникало всё диковинное. Не всегда оно приживалось: порой оставалось лишь эпизодами, но всё - таки способными задеть воображение. Публичная травля крыс собаками в Конногвардейском манеже как раз такая история.
Это было обычным делом для Англии девятнадцатого века. Выводились специальные породы, заведующие истреблением вредных грызунов. В основном в такой роли выступали терьеры ( "terra", т.е. земля), в частности бедлингтоны, иногда корги, бульдоги. У вопроса имелась повседневная, бытовая сторона: нужно было защищать посевы, шахты, всяческое хозяйство. Но развлечение из необходимости тоже родилось ( и, к слову, не один век в Европе оно практиковалось).
Считалось даже, что это спорт, находящийся на стыке с охотничьим ремеслом. Хотя, конечно, в первую очередь это азартная спортивная игра, со своими "звездами", рекордами и старейшими участниками. Зрители делали ставки, сколько времени займет расправа над определенным количеством крыс. По "спортивным канонам", 15 крыс в минуту - это успех.
Были специальные люди, крысоловы, поставлявшие крыс. Заводчики определенных пород собак, разумеется, тоже вносили свой вклад, чтобы шоу состоялось. Участие в подобных действий крупных зверей было под запретом : в 1835 году был принят закон о жестоком обращении с животными. Но крысы своих прав на защиту не получили (правда, к началу двадцатого века пришло понимание, что и для собак эти потехи пользы не несут).
Итак, май 1878 года, Конногвардейский манеж. Публика заняла места в круглом амфитеатре и в ожидании смотрит на арену.
Аншлаг. Среди желающих подивиться на нечто необычное в том числе и дамы. В два часа по полудню всё начинается и продолжается в течение двух часов. На арену в замкнутое огражденное пространство группами выпускают крыс. Собаки, соревнуясь между собой, очень быстро их ловят и с жестокостью умерщвляют. К концу травли перебито больше двухсот грызунов.
В 1883 году зрелище решили повторить, всё в том же Конногвардейском манеже. Была назначена дата, к объявленному времени съехались и сбежались люди разных сословий. Но им объявили о переносе с шестого на восьмое мая. Информационной поддержкой занимался "Петербургский листок". Его репортеры были допущены до подготовки к травле и погрузились в обстановку закулисья. Состоялось ли это кровавое мероприятие 8 мая, неизвестно. Можно предположить, что нет, ведь Петербург готовился к коронованию на царство императора Александра III, и подобное развлечение было неуместно.
Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал, приходите на экскурсии проекта "Открытый город".
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, экскурсовод по Санкт-Петербургу.