Невозможность справиться с юридической трактовкой «врачебной ошибки» породило требование освободить врача от ответственности за нарушение директивных документов при «крайней необходимости» и «обоснованном риске», что уже готовы обсуждать депутаты. Следователь СК объяснила, что любая законодательная стилизация «врачебной ошибки» не помешает уголовному преследованию врачей…
Немного предыстории. Национальная медицинская палата во главе с Героем России профессором Леонидом Рошалем много лет безуспешно бьётся над введением в законодательство «врачебной ошибки» и обязательности страхования профессиональной ответственности. Творцы законов также регулярно отказываются обсуждать терминологию, ссылаясь на достаточность статей УК для выбора наказания врачу.
Следствие и судебную власть в выборе уголовной статьи для доктора тоже всё устраивает, да и дел на полтора миллиона медработников заводится не немного: до суда в 2020 году дошло 202 дела или 3,7% от числа претензий пациентов, в 2021 – 176 или 2,8%, в трети случаев обвиняемого в преступлении врача оправдали.
Последовательно отстаивающая интересы врачей НМП летом предложила хотя бы разрешить доктору ради больного отклоняться от директивных документов «при крайней необходимости» и «обоснованном риске». Инициативу поддержали депутаты, но согласились только на удаление из статьи 72 закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» термина «медицинская услуга» – главного фигуранта обвинения в большинстве уголовных дел. Предполагается, что удаление торгового термина предотвратит наказание по ст.238 УК РФ, карающей за предоставление некачественной медицинской услуги.
Следователь по особо важным делам и специалист по ятрогениям, подполковник юстиции Татьяна Петрова считает, что изменение статьи здравоохранительного законодательства никак не повлияет на карающие доктора статьи Уголовного кодекса и правоприменительную практику. По её мнению, «соответствующие изменения должны быть внесены не только в 323-ФЗ, но и в Уголовный Кодекс». Напоминаем, что депутаты согласились только на обсуждение одной статьи отраслевого закона, посчитав это вполне достаточным для декриминализации медицинской деятельности.
Подполковник Петрова уверена, что официально данное разрешение врачу в некоторых клинических ситуациях не исполнять предписаний клинических рекомендаций и стандартов мало изменит последствия. Действия врача могут быть обоснованными, что совсем не гарантирует их правильности и не обещает благоприятного исхода. Действия врача могут признать обоснованными, но ему придётся отвечать за адекватность своего решения ситуации и его последствия.
Но и это ещё не всё: «Несмотря на то, что медиков в России оправдывают в 38 раз чаще других подсудимых, врачи несут значительный моральный и репутационный ущерб. Поэтому врач должен знать, как необходимо действовать в спорных ситуациях, и уметь защитить себя». Подполковник рекомендует пройти специальный курс «Правовые аспекты работы врача и медицинской организации» в Академии постдипломного образования ФМБА, где она трудится старшим преподавателем кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения.
Спасайте себя сами!
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача