Найти тему

Разговоры с 13-леткой

Мы с сыном
Мы с сыном

— Мам, я не могу перестать думать кое о чём. И всё хочу тебя спросить. Куда может себя деть человек, когда он понимает, что у него не получилось ничего, что его уже ничего не ждёт.

— Ну это довольно редкий случай, когда ничего. Если ты теряешь карьеру, может еще остаться семья. Если не получилось с семьёй, у человека может быть работа, социальная жизнь.

— Нет, я именно про тех людей, у которых уже ничего. Ведь сейчас есть такие люди. Куда они себя девают? Куда-то едут?

— Едут люди куда-то всё-таки, если у них что-то есть. Надежда, например.

— А если и надежды нет? Что делают люди, которые теряют смысл?

— А, вот ты о чём... Когда теряют смысл... Кто-то находит в себе силы и ищет смыслы. Кто-то теряет смысл совсем.

Долгая пауза.

— Мам, а Цветаева, она потеряла смысл?

— Да, это именно тот случай. Когда ты потерял всё. Ты не можешь получить даже работу уборщицей, тебе никто, никто не даёт комнату, ты ютишься то тут, то там. Твой муж и дочь в тюрьме, ты знаешь, что их пытают, ты знаешь, что в том числе из-за тебя. У тебя ещё есть сын, но он как ножом по сердцу говорит тебе: «Мам, ну у тебя же и правда плохие стихи. Перестань их писать, тогда тебе дадут переводы». Ты даже уверена, что без тебя ему будет легче, что оказалось неправдой, но в моменте ты думаешь именно так.

— А не писать ты не можешь?

— Видимо, как раз когда ты понимаешь, что не писать ты не можешь, а от тебя требуется не писать, это последний смысл, который ты теряешь. И вот тогда...

— Но при этом помнишь, мы с тобой обсуждали Виктора Франкла? Разве его ситуация была не во сто крат хуже? Он же тоже остался один, у него забрали все. Не было никакого шанса выжить, но он нашёл смысл в помощи другим. И вышел из лагеря смерти и прожил такую долгую жизнь.

— Всё верно. Он нашёл в себе силы найти смысл. И потом всю жизнь учил других людей искать эти смыслы.

— А почему она не смогла?

— Не знаю, Ярослав. У нас у всех разный запас прочности, видимо. И не забывай, он был младше, возможно, не успел так много раз споткнуться.

— Я хочу ещё об этом подумать.

Вот такие теперь разговоры с 13-леткой. Ликую, что можно с ним наконец-то обсуждать то, что и мне действительно интересно. А не только ему. Одновременно в ужасе, что 13-летка оказался в мире, во времени и пространстве, где возникают такие вопросы.

А вы со своими подростками что сейчас обсуждаете?

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.