Найти тему

Хартунг в банке, или Что варится в «Котле алхимика»?

Наконец-то я выбралась на выставку «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» в Пушкинском музее. В беседе с Владиславом Флярковским ее куратор Евгения Киселева-Аффлербах заметила:

Название выставочного проекта «Котёл алхимика» немного сбивает с толку, но дело в том, что оно заимствовано, так назвал свою работу немецкий художник Зигмар Польке. На Венецианской биеннале современного искусства в 1986-м году он написал абстрактную композицию прямо на стене выставочного павильона. Её цвета менялись в зависимости от времени суток, от температуры, влажности, даже от количества зрителей. Он получил "Золотого льва" в номинации живопись, и вытворял потом такое не раз. Становится понятнее: произведение искусства, рассчитанное вроде бы на восприятие глазом, на самом деле претендует на восприятие более обширное. Зритель, как алхимик, может получить от встречи с ним результат совершенно неожиданный.

Неожиданностей на выставке и правда много.

В двух первых залах со зрителем заводят разговор об особенностях восприятия. И в связи с этим показывают так называемые «стёкла Клода». Они названы в честь французского живописца XVII века Клода Лоррена и представляют из себя набор круглых разноцветных стекол в рамочках, при взгляде через которые меняются цвета окружающего. Одним словом, привет бутылочным осколкам из нашего детства. Но дело не только в них. Картина Лоррена и две копии его работ наглядно демонстрируют: то, что простодушный зритель воспринимает как реалистичный пейзаж, на самом деле создавалось по четкому трафарету, который позже назвали «пейзажной трехцветкой». Первый план, в том числе листва деревьев, писался жёлтыми и коричневыми цветами, на втором преобладали тёплые и зелёный, на третьем — холодные, и прежде всего голубой. Проверьте сами – по этому принципу пейзажи писали до конца XIX века! Во втором зале зрителя погружают в мир витражей, восприятие которых меняется в зависимости от яркости освещения.

Третий зал посвящен теме слепоты в искусстве. Тут висит одна из самых известных работ Пабло Пикассо – «Слепой еврей с мальчиком». И тут же – множество офортов европейских художников, включая Рембрандта, и японских гравюр, в которых слепота рассматривается либо как наказание, либо как символ безрассудства (слепой слепого ведет). Некоторые из них так малы, что поневоле чувствуешь себя подслеповатым. В этом же зале выставлена статуэтка буддийского святого Миларепы, который закрыл глаза и призывает прислушаться к чему-то.

А еще – забавный набор из миниатюрных амулетов 1-го тысячелетия до н.э. с изображением глаза и … фаянсовой ванночки для промывания глаз, сделанной европейскими мастерами, если не ошибаюсь, в XVIII веке. (Справа висит лупа для рассматривания деталей. Такую бы к офортам!)

-2

В следующем зале – новая встреча с Пабло Пикассо. Большую его часть занимают его иллюстрации к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр». Герой новеллы – художник, который долго трудился над картиной, но зрители так и не поняли его замысла. В основном это – загадочные композиции из точек и линий.

-3

Но есть и работа, которая запечатлела, так сказать, сам процесс преображения:

-4

А в углу притаилась моя любимая «Лошадка» Пикассо - рисунок, выполненный буквально одной линией! И – очень удачная тактильная копия из проволоки, которая предназначена для незрячих посетителей.

-5

В следующем зале эти посетители – вообще главные адресаты. Он полностью отдан керамическим объектам японского художника Нисимуры Ёхэя, созданным специально для этой выставки.

-6

Их (внимание!) можно трогать и даже нюхать, к ним нужно прислушиваться. На одну из стен проецируется видео о том, как с большими глиняными столбиками общаются незрячие люди. Один из них звучит, другой пахнет духами, третий излучает тепло. Впрочем, мне, настроенной на зрительное восприятие, эти ощущения практически ни о чем не говорили.

Завершает выставку большой раздел, в котором собраны работы художников ХХ века, сделанные вслепую. Некоторые из них имеют названия, другие подписаны набором букв и цифр.

Эта работа Ханса Хартунга подписана набором букв и цифр
Эта работа Ханса Хартунга подписана набором букв и цифр

Есть в развеске и доля иронии. На фото слева – рисунок Ханса Хартунга «Кожа», а справа – Владимира Немухина «Хартунг в банке». В общем, забавно.

-8

А кончается выставка выразительным видео, озвученным, но изначально снятым на русском жестовом языке. Его посыл: надо учиться видеть всем телом! Даже подошвами ног… Если подумать, это, в общем, не ново. Помнится, в одной песенке Людмила Гурченко учила «взгляды чувствовать спиной на всякий случай». Но в сфере ИЗО звучит непривычно. Как непривычна и сама выставка, рассчитанная не только на созерцание, но и на активную мыслительную деятельность. Впрочем, зрители на выставке были даже в будний день с утра, а это значит, что желающих поразмышлять над неожиданными вопросами у нас немало.