В предыдущем выпуске я задался вопросом, как была одета Приснодева? Достаточно обоснованное предположение на сей счет можно построить, исходя из традиционной женской одежды того времени и присущей Ей скромности.
Скорее всего носила Мариам старозаветную отечественную галилейскую милоть бежевого цвета, правда, более изящную, чем мужская, и более длинную. Под покрывалом — обычное шерстяное платье из чередующихся темных и светлых полос, разрезанное у плеч, чтобы просунуть руки. Ткацкие станки у евреев не позволяли получать куски больше двух локтей, и потому прямоугольники ткани сшивались краями, чтобы придать одежде необходимую длину. Позднее Богоматерь проявила высокое мастерство, соткав Сыну хитон без швов — настолько драгоценную одежду, что легионеры, дежурившие у Креста и делившие пожитки Распятого, пожалели рвать Его хитон и, без своего ведома, выполнили древнее пророчество: кидали жребий, чтобы выяснить, кому достанется добыча (Лк. 23:34).
Об одеянии Марии мы можем также судить по сохранившейся до наших дней реликвии — так называемому Покрову Богородицы, который Она, по преданию, носила.
Первичная длина Покрова (по записи епископа французского города Меринвилля в 1712 году) была 4,8 метра. Во время революции 1793 года во Франции покрывало было несколько укорочено, чтобы его можно было легче спрятать от санкюлотов-атеистов. Отрезанные части разошлись по различным дворянским семьям. Сейчас самый большой из кусков Покрова — шелковая ткань бежевого цвета длиной 2,12 и шириной 0,46 метра с несколькими пятнами от сырости — хранится в соборе Нотр-Дам города Шартр, куда он впервые попал в IX веке. Как и Туринская плащаница, Покров пережил пожар. Точное время его изготовления не установлено, но некоторые ученые считают, что покрывало намного древнее IX века.
Одеяние никак не подчеркивало Ее особый статус воспитанницы святилища Божия, как у мужчин — ефоды жрецов или робы раввинов с голубой окантовкой. Только по хорошему окрасу ткани Покрова можно было определить, что Ее происхождение — не из бедной семьи. О том же говорила обувь — кожаные сандалии. Обувка назаретских беднячек — подметки из коровьей кожи, привязанные к голени шнурками, которые проходят между большим и вторым пальцами ног. Голову Мариам венчала специальная подушечка, над которой высился глиняный кувшин, когда Она носила воду.
О прическе Приснодевы судить еще труднее, чем о внешности. Судя по всему, иудейки носили распущенные волосы, не уподобляясь римлянкам, которые обожали пышные, порой весьма сложные и замысловатые прически. Однако еврейки тогда также заплетали косы. Пример тому можно увидеть на снимке внизу.
Рассказ об Богородице продолжу в 3-й части выпуска. А пока давайте послушаем псалом «Царь Давид» на иврите в исполнении известной израильской группы «Ямма Ансамбль». Музыка современная, стилизованная под древнюю, зато слова взяты из псалмов Давида и «Книги Царств».
«Псалом царя Давида.
Пастух среди лилий,
Который играет на струнах,
Поет и скандирует.
У Давида были прекрасные глаза.
Пастух среди лилий.
Саул убил тысячи,
А Давид десятки тысяч.
Сын Иессея живет вечно».
Все потомки Псалмопевца, знавшие о своем происхождении, а значит, предки, родители Иисуса и Он Сам, несомненно, слышали эти слова.
Продолжение следует
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3564/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.
18+
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1