Найти тему
МК на Кубани

«Киношок» все-таки состоялся, или Прекрасное татаро-монгольское нашествие

    Ведущий церемонии актеры Александра Афанасьева-Шевчук и Максим Колосов. Фото: Василий Шолом
Ведущий церемонии актеры Александра Афанасьева-Шевчук и Максим Колосов. Фото: Василий Шолом

31-й Международный фестиваль «Киношок» в этом году прошел более чем скромно и посвящен был 85-летию образования Краснодарского края.

Не было ни красных дорожек, ни фейерверков, ни официальных гостей, ни протокольных речей. Анапский праздник кино вообще находился под угрозой отмены, срыва, одним словом, было много разных «но», однако все эти треволнения и стрессы окупились замечательной программой и не менее достойным жюри. Как пошутил на церемонии закрытия фестиваля Сергей Снежкин, председатель судейской команды основного конкурса, куда входило 11 картин, на некоторых фестивалях иногда складывается впечатление, что жюри набирают из людей, проезжающих в трамвае мимо кинотеатра. С кинорежиссером здесь трудно не согласиться, так как даже я за два десятка лет пребывания на «Киношоке» видел немало «чудес» и соломоновых решений. К сожалению, заявленная как член жюри Наталия Аринбасарова не смогла приехать, и ее достойно заменила актриса Галина Бокашевская. Кстати, ныне дорога в Анапу пролегала через Сочи – перелет плюс многочасовая электричка, и, конечно, не все могли себе позволить подобный вояж. Однако организаторы фестиваля, администрация города-курорта Анапа, команда великолепного, гостеприимного отеля «Мишель», который размещал часть гостей «Киношока», постарались сделать все, чтобы гости киносмотра чувствовали себя комфортно и уютно. Ведь и от этого во многом зависел душевный настрой и атмосфера кинофорума.

В погоне за красотой

Практически все призы ушли, как мне видится, в правильном направлении и самым достойным. Может, лишь с вручением награды за лучшую операторскую работу – приза имени Александра Княжинского казахскому фильму «Красный гранат» режиссера Шарипа Уразбаева можно поспорить, так как были вещи не менее визуально прелестные. Та же казахская лента «Зере», получившая приз за лучшую музыку, пленяла изящными пейзажами, закатами, прелестными морскими видами и какой-то акварельной тишиной. Вот только режиссер Даурен Камшибаев и оператор Асылхан Мельдебеков порой «загоняли» драматургию в угоду этому очарованию. И тогда чувствовалось, что красота отслаивается от сюжета и парит сама по себе. Но все-таки надо отдать должное чувству вкуса создателей «Зере», и, думается, чувство меры со временем тоже придет.

И еще хотелось бы сказать об ученице Сергея Соловьева Яне Скопиной и ее фильме «Скоро кончится лето». Лента производства Россия – Казахстан – о поколении 90-х, о том периоде, когда, казалось бы, свобода ворвалась в нашу жизнь, о времени Виктора Цоя, о мальчишке с его личными переживаниями и первой любовью. Герой Алихана Абильдина Баха совершенно обаятельный парень – романтичный и земной, чистый и смешливый. В режиссерском высказывании сошлось многое — и время, великолепно выписанное здесь, и цоевский дух, и посвящение Сергею Соловьеву. Скопина смогла сотворить картину легкую, ироничную и даже отчасти циничную. Но сей цинизм не вульгарный, он, как у врачей, чисто профессиональный. Яна Скопина, увы, осталась без награды, но ее творческий потенциал здесь налицо.

Мини-монологи из Нальчика

Спецдиплом «За кинематографическую страсть» получила еще одна ученица кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова – Тина Мастафова. Фильм «Тембот» – о молодом поколении, а вернее, о юноше, который себя чувствует, если бы не его друзья, совершенно ненужным. Картина, с одной стороны, жёсткая, а с другой – проникнута состраданием и любовью. Режиссер попыталась выйти из рамок семейной драмы на более широкое поле, и постскриптум – мини-монологи ребят об их трудностях в жизни – интересная завершающая точка. Сама Тина не желает покидать Нальчик, а хочет жить на своей родине и, если удастся, снимать кино дальше. Хотелось бы, чтобы ее услышали не только небеса, но и те, от кого в республике все зависит.

Проблема кровных уз более бескомпромиссно подана в очередной ленте из Казахстана «Братья» Дархана Тулегенова. Это, как и у Тины Мастафовой, полнометражный дебют. Фильм, отмеченный за лучший сценарий (Дархан Тулегенов и Ален Рахметалиев), повествует о двух родных братьях из разных социальных миров. Найдя друг друга, они отправляются на поиски отца. Эта встреча не принесет никому счастья, но высветит духовную, нравственную составляющую каждого. Картина пропитана горечью и небывалым отчаянием.

Еще одно «боевое крещение» режиссера из Татарстана Ильшата Рахимбая удостоено приза кинопрессы. Лента «Микулай» – необычная, фантазийная, но не без изъянов, однако удачный кастинг (в главной роли неподражаемый Виктор Сухоруков), хороший монтаж делают притчу, или, как ее назвали сами авторы, этнотриллер, местами даже захватывающим.

Распутин из Монголии

Но, конечно, откровением фестиваля стала работа монгольского режиссера Жамьянсурэна Жанчивдоржа «Кукушка». Четыре главных награды уедут в Монголию – Гран-при, призы за режиссуру, лучшие мужскую (Цэрэнболд Цэгмид) и женскую (Тангад Борхуу) роли. Фильм, снятый по повести Валентина Распутина «Последний срок», прежде всего поражает умением дать историю умирающей старухи и съехавшихся к ней детей внутренним крупным планом. Каждая роль и деталь запоминаются, они здесь выписаны настолько филигранно, что все мелочи становятся, как тот же крик верблюда, образом плача. Старуха умирает, а дети, изображая скорбь и заботу, думают только о своем и о себе.

Режиссер сумел уловить всю боль распутинской повести, боль разрыва поколений, кровных уз, нравственный слом, который ведет к духовному одичанию. Правда, режиссер «дописал» свой финал: если в первоисточнике главная героиня умирает сама, то здесь, по ее же просьбе, младший сын помогает матери уйти из жизни.

Победа монгольского кино на фестивале стала безоговорочной и неоспоримой, подобные фильмы – это не только подарок для зрителя, но и серьезная пища для размышлений и раздумий.

Шутливо, колко, едко

К сожалению, показ короткого метра всегда запараллелен с основным конкурсом, но все же, благодаря куратору программы короткого метра Елизавете Савостьяновой, удалось ознакомиться с этими замечательными работами.

Приз за лучший короткометражный фильм получила «Пувырга» режиссера Влада Петрова. Всего было показано 20 лент, и, надо сказать, что, как всегда, программа короткометражек была на высоте. Меня больше тронула тонкая, атмосферная работа Владислава Иконникова «Уличное освещение» о юноше с синдромом Дауна, ежедневно включающем и выключающем уличный свет в диспетчерской. А также ироничная, саркастичная картина «Новая мама» Александра Кузовкова о девочке, от которой избавляются папа и его новая сожительница и которая, не растерявшись, в конце концов возвращает настоящую маму, но с новым папой-художником, рисующим деньги (спецдипломы фестиваля).

Режиссеры короткого метра не изменяют себе и говорят о наболевшем с юмором, смехом, шутливо, колко, порой даже едко, но замечательно и интересно, не зря же, подводя итоги, жюри короткого метра, возглавляемое продюсером, сценаристом Анатолием Чижиковым, шумно и гулко заседало несколько часов.

Фестиваль в этом году получил статус международного, и на сегодня взгляд «Киношока» направлен в сторону Востока, Азии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц