Гуляя по Марьиной Роще, можно обнаружить массу всего любопытного. Например, вот этот Армянский храмовый комплекс на углу Трифоновской улицы и Олимпийского проезда, буквально в десяти минутах ходьбы от театра Российской Армии. Храм виден издалека и, несомненно, привлекает к себе внимание, поэтому пройти мимо него, не заметив, весьма проблематично.
Первый раз я набрел на это место без малого год назад. И первой моей мыслью, когда впервые увидел эту краснокирпичную громадину, было: «А это что за новодел там впереди?»
И этот храм действительно оказался совсем молодым, его строительство завершилось в 2013 году. Но знаете, когда приблизился и решил зайти – он внезапно поразил своей красотой, величественностью и монументальностью. И в то же самое время какой-то тонкой, невесомой легкостью… Ощущение «новодела» и легкомысленность полностью ушли. Молодость храма воспринялась как должное и отошла на второй план. Поэтому я стоял и просто любовался.
…История армян в России
Последствием трагических событий начала двадцатого века – геноцида армянского народа в Османской Империи – стало то, что около шестидесяти процентов армян в настоящее время живет не в Армении. Но где бы они не селились, армяне везде сохраняли свою культурную и религиозную идентичность.
В России первая епархия Армянской апостольской церкви образовалась в 1717 году в Астрахани. Тому способствовали в первую очередь прорусская ориентация армянского народа и проводимая в те времена Российская внешняя политика Петра Первого.
Затем, в 1809 году, на примкнувших к России в результате Балканских войн территориях, император Александр Первый своим указом основал Армянскую епархию в Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако спустя три года был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Яссы отошли Османской Турции, а новым центром Армянской церкви в России стал город Кишинев, вошедший в Российскую Империю в результате того же договора вплоть до событий 1917 года.
В середине девятнадцатого века в России существовало 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Почти в каждом российском регионе существовали армянские храмы.
В Советской России действовали две армянские епархии: Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону и Северокавказская и Астраханская в Армавире.
Вот о представительстве первой из них в моем рассказе и пойдет речь.
…От слов к делу
Как я уже упомянул, где бы ни поселялись представители армянского народа, везде и всегда они в первую очередь стремятся сохранить свою национальную идентичность, для чего важнейшим делом считают создание школ и церквей.
Комплекс на Трифоновской принадлежит Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской православной церкви. Место для его создания было выделено правительством Москвы в 1996 году. В конкурсе на архитектурный проект принимали участие как армянские, так и русские мастера.
Строительство началось в 1999 году. За год с небольшим была построена вся подземная часть комплекса, железобетонные каркасы некоторых комплексных зданий, а также первые два-три ряда стен самого храма. Работы планировали завершить в 2001 году, однако в 2000-м сбор денег на строительство был заморожен, так как по странному доносу глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ епископ Тиран Кюрегян был обвинен в присвоении средств, пожертвованных на постройку, и лишён сана. Правда в 2005 году приговор был обжалован и признан недействительным, и работы над возведением храмового комплекса были продолжены. Закончили строительство храма в 2013 году.
Разработчиком окончательного проекта стал талантливый архитектор и ученый Артак Гульян.
…Ансамбль храмового комплекса
Главный вход в комплекс расположен со стороны Трифоновской улицы и представляет собой трехарочные парадные ворота, ажурные и легкие на вид (4 фото).
Здание церкви в итоге утверждения нового плана стало значительно больше, чем задумывалось, и переместилось чуть севернее того места, где уже начинало возводиться в конце века (4 фото).
Удивительно красиво и легко смотрятся барельефы на его стенах. Одними только ими можно любоваться очень долго. Собственно, я так и поступил. Ходил вокруг, задрав голову, и любовался (20 фото).
Автор барельефов - скульптор Ашот Адамян (фото от одного из моих дорогих подписчиков).
Внутри храм прекрасен! Непохож на привычные большинству из нас, но прекрасен! (15 фото)
А на месте, где храм изначально задумывался и где уже практически начали возводиться его стены, появилась часовня.
В нее тоже обязательно стоит заглянуть (14 фото).
Напротив главного входа в храм располагается административная часть епархиальной резиденции, а напротив часовни – трапезная и гостиный дом. И монумент с источником под названием «Родник братской любви» (4 фото).
С юга комплексной территории стоит корпус учебно-культурного центра, в котором располагается гимназия (7 фото).
…Хачкар
Гуляя по территории комплекса, нечаянно на пару минут примкнул к одной из экскурсионных групп. Почерпнул для себя много интересного.
Например, этот каменный крест был привезен в Москву из самой Армении. И этому кресту больше шестисот лет. Помните недавний мой рассказ про самый древний московский храм, который расположен здесь же, на Трифоновской, буквально по соседству? Так вот этот каменный крест почти на сотню лет старше того храма.
Кстати, знаете, как по-армянски звучит слово крест? Хач. А крестик, соответственно – хачик. Теперь я сильно задумался, каким образом в русском языке это слово приобрело ругательный, уничижительный характер?
И таких каменных армянских крестов по Москве, да и по всему миру, на самом деле стоит очень много. Я даже частенько их встречал в своих прогулках, но не всегда обращал внимание.
Слово хачкар так на русский и переводится: каменный крест. Дело в том, что дерева в Армении очень мало, а камня – наоборот, очень много.
А еще на территории комплекса имеется музей, вход в который бесплатен, но пожертвования от посетителей приветствуются (20 фото).
А затем, все здесь рассмотрев и потихоньку даже начав мысленно сочинять план своего рассказа, я двинулся дальше. Причем так получилось, что история о следующей части моей прогулки появилась на канале даже раньше, чем эта статья. У меня так часто бывает.
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...