Найти тему
Музыкальные сказки

Давайте рисовать музыку?

Музыка — абстрактное искусство: ее нельзя увидеть, нельзя потрогать. В вокальных произведениях слова помогают представить в воображении то, что рисуют звуки. А как же понять, о чём рассказывает музыка без слов — инструментальная?

Иногда композиторы с помощью названий или словесных эпиграфов помогают слушателям понять, о чем они написали то или иное произведение.
Музыкальные произведения, имеющие авторские названия, называются программными —автор как бы «программирует» наше воображение.

Иллюстрация к пьесе Э.Грига «Утро» (автор Карина Зозуля, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)
Иллюстрация к пьесе Э.Грига «Утро» (автор Карина Зозуля, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)

Знакомство детей с инструментальной музыкой логичнее начинать именно с музыки программной: научившись «видеть» в звуках образы, обозначенные самим композитором, ребёнок сможет придумать собственные образы для не-программных инструментальных произведений.

Иллюстрация к первой части концерта для двух скрипок с оркестром ре минор И.С.Баха (автор Софья Корниенко, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)
Иллюстрация к первой части концерта для двух скрипок с оркестром ре минор И.С.Баха (автор Софья Корниенко, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)

Жанры программной музыки очень разнообразны: от миниатюр для одного инструмента до монументальных симфонических полотен. Конечно, вначале лучше познакомить ребёнка с небольшими пьесами. При этом желательно выбирать те из них, названия которых понятны и близки детям.

Иллюстрация к пьесе М.Мусоргского «Старый замок» (автор Миша Липчанский, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)
Иллюстрация к пьесе М.Мусоргского «Старый замок» (автор Миша Липчанский, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)

Чтобы прослушанное произведение лучше запомнилось, можно выполнить следующий алгоритм действий:
- выбрать приятное для ребёнка занятие, которое поможет ему визуализировать нарисованную звуками картину. Чаще всего это рисование, но возможны и другие варианты: лепка, аппликация и т.п. А может быть, вашему малышу интереснее будет описать представленную картинку словами?
- вместе прослушать выбранную пьесу, предварительно предложив ребёнку представить обозначенный в названии образ.
- нарисовать/слепить/рассказать представленное. Будет замечательно, если взрослый не просто поможет ребёнку (при необходимости), но и создаст свой вариант зримого или словесного воплощения услышанного.
- при желании можно прослушать произведение ещё раз, уже глядя на свое творение.

Этот же алгоритм подходит и для не-программных сочинений, и произведений бОльших масштабов.

Иллюстрация к финалу симфонии №2 «Лондонской» Р. Воан-Уильямса (автор Алена Лушина, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)
Иллюстрация к финалу симфонии №2 «Лондонской» Р. Воан-Уильямса (автор Алена Лушина, для конкурса «рисуем музыку -2020» проекта «Музыкальные сказки»)

Слушайте прекрасную музыку вместе с ребенком, творите вместе с ним — познавайте красоту мира через красоту, созданную людьми.

Добро пожаловать в сказочный мир классической музыки!

~~~~~

Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской

В статье представлены работы учеников Сноповой Анны Дмитриевны (Менделеевская ДШИ, художественное отделение филиала Лунево)