Найти тему

Как написать бизнес-план для развития бизнеса

Весной этого года в России закрылось почти 250 тысяч компаний — на треть больше, чем их открылось за тот же период. Сейчас особенно важно трезво взглянуть на перспективы бизнеса, уже работающего или только готовящегося к запуску. Сделать это поможет бизнес-план.

Что такое бизнес-план, и когда он может пригодиться

Бизнес-план – это описание проекта с подробным анализом и расчетом его перспектив. По сути, это пошаговая инструкция, с помощью которой можно открыть собственное дело, развивать его и получать доход.

Начинающим предпринимателям бизнес-план нужен, чтобы оценить свои возможности, понять, окупит ли проект вложенные в него силы и деньги. Какой бы гениальной ни была идея стартапа, без детальных расчетов, проработки ниши и планирования всегда есть риск прогореть.

Предпринимателям, которые хотят масштабироваться, бизнес-план нужен для привлечения дополнительного финансирования. Для привлечения инвестиций есть несколько вариантов:

1. Государственные гранты и субсидии. Существуют программы, по которым можно получить деньги от государства на развитие собственного дела. Например, за поддержкой могут обратиться фермеры, производители различного оборудования.

2. Кредит в банке. Бизнес-план нужен, чтобы кредитная организация видела перспективу развития и сроки окупаемости проекта, а также каким образом компания планирует вернуть заемные средства.

В некоторых банках для обеспечения кредита дополнительно требуется поручитель, но только не в АТБ. Вы можете оформить инвестиционный кредит на покупку транспорта, оборудования или недвижимости на сумму до 10 млн рублей без поручителей и с минимальным набором документов.

3. Франшиза. Предположим, у вас есть ателье по пошиву одежды. Дела идут неплохо, но прибыль не растет. Как привлечь новых клиентов и заработать больше денег? Один из путей развития — создание франшизной сети. Это вид отношений, при которых компания продает свою бизнес-модель. Используя ее, компании-партнеры (франчайзи) могут открыть бизнес, не создавая ничего нового; они могут действовать под популярным брендом и зарабатывать по готовым методикам и разработкам.

Бизнес-план также пригодится компаниям, которые оказались в тяжелом финансовом положении. С его помощью они могут объяснить кредиторам, как собираются выходить из кризиса, на какие шаги готовы пойти для урегулирования судебных споров и так далее.

Где взять бизнес-план

Получить бизнес-план можно одним из трех способов:

1. Купить готовый вариант

В интернете есть ресурсы с готовыми бизнес-планами. Например, сайты RBC.ru и Bi-Plan.ru. Можно купить бизнес-план под свою отрасль и наполнить его цифрами. Из плюсов: небольшие расходы и экономия времени. Из минусов – расчеты могут быть неточными. Каждый бизнес-план уникален – у всех есть своя финансовая модель и нюансы, учесть которые готовые проекты не могут.

2. Заказать у профессионалов

С экспертизой готового бизнес-плана или оценкой проектной идеи могут помочь компании, которые специализируются на финансовом консалтинге. Плюс такого подхода в том, что на выходе вы получаете грамотный бизнес-план со всеми расчетами, анализом рынка, отрасли и так далее. Минус – высокая цена.

Привлекать экспертов разумно на финальной стадии составления плана, когда вся информация по бизнесу уже собрана и остается только правильно ее упаковать и структурировать.

3. Разработать самостоятельно

Кому же, как не основателю компании, лучше всех разбираться в выбранной нише и знать нюансы бизнеса. Но нужно учесть следующие аспекты:

  • это длительный процесс, поэтому тратить на него время не всегда разумно;
  • нужно разбираться в таких терминах, как NPV, IRR, ставка дисконтирования, срок окупаемости и многих других;
  • требуется знать стандарты составления бизнес-планов. Для привлечения инвесторов обычно используют бизнес-планы, составленные по международным стандартам UNIDO, а вот для получения кредита в банке форму документа и требования к бизнес-плану лучше узнавать у кредитного консультанта.

Что должно быть в бизнес-плане

Содержание и структура документа различаются в зависимости от особенностей бизнеса и целей, для которых составляют план. Но есть ряд пунктов, которые должны быть в нем обязательно.

Резюме

Краткое содержание всего документа. Здесь нужно описать цель проекта, конкурентные преимущества, выводы после детальных расчетов и другие сведения, которые важны для проекта. Вся информация в резюме должна быть лаконичной. Пишут его в самом конце, но ставят в начало плана. Прочитав резюме, инвесторы решают, нужно изучать ваш план дальше или не стоит тратить на него время.

В резюме вы рассказываете:

  • о своем опыте;
  • о знании рынка;
  • о вашем конкурентном преимуществе;
  • о целевой аудитории;
  • указываете показатели, раскрывающие финансовую стабильность модели бизнеса, например, размер выручки и другие.

Информация о компании

В этом разделе нужно рассказать о компании так, чтобы люди, читающие бизнес-план, поняли, чем она занимается, в чем ее преимущества, какие потребности клиентов готова удовлетворить.
Содержание раздела выглядит так:

  • организационно-правовая форма бизнеса, имена владельцев и их вклад в проект;
  • подробный рассказ о деятельности компании, что она производит и для кого;
  • конкурентные преимущества, например, местоположение, наличие собственного производства или патента на уникальную технологию.

Анализ рынка

Задача раздела — описать рынок и индустрию. Для достоверности данные подкрепляют результатами исследований. В этой части бизнес-плана следует:

  • подробно рассказать об отрасли, в которой работает компания, темпах роста, ее тенденциях и особенностях;
  • дать краткий портрет покупателя;
  • описать конкурентов;
  • рассказать о ценовой политике компании;
  • описать влияние на бизнес сезонных факторов, циклических покупательских трендов и т. д.;
  • указать рынок присутствия и его особенности.

Все указанные подпункты должны содержать аналитические данные. Если есть законодательные ограничения для работы в отрасли, не забудьте их указать.

Описание продукта

В этом разделе рассказывают о ценности вашего предложения для клиента. Опишите, какой цикл проходит продукт, прежде чем найти потребителя, чем он отличается от продукции конкурентов.

Производственный план (если нужен)

Отражаете всё, что касается производства товара:

  • мощности предприятия, на котором выпускают товар;
  • расценки на сырье и материалы;
  • требования к квалификации работников на производстве;
  • объемы выпуска продукции;
  • себестоимость товара;
  • организация логистики и доставки.

Маркетинговая стратегия и продажи

В этом разделе информацию делят на четыре блока:

  1. Стратегия проникновения на рынок, если бизнес еще не запущен.
  2. Стратегия развития – расскажите о целях, которых собираетесь достичь. Например, расширить франшизу или выйти на мировой рынок.
  3. Сбытовая стратегия – объясните, где будет продаваться товар, на каких площадках, в офлайне или онлайн-магазинах и так далее.
  4. PR-стратегия – как вы рекламируете товар, какие источники используете для привлечения покупателей и прочее.

Здесь же можно привести SWOT-анализ продукта и компании: выделить сильные, слабые стороны, возможности и риски.

Источники финансирования

Если вы хотите привлечь дополнительное финансирование для своего бизнеса, в этом разделе расскажите о текущем финансовом положении, о суммах, которые вам нужны для развития, как вы намерены распорядиться деньгами инвесторов или взятыми под залог.

Экономические показатели

Перечислите типичные факторы риска, опишите стратегии на случаи нежелательного развития событий.
Совет: план может получиться объемным. Чтобы читателю было легче ориентироваться в разделах, составьте оглавление. Если пишете бизнес-план для банка, то уточните в кредитной организации требования к оформлению, составу и содержанию разделов.

Как сделать бизнес-план инструкцией, а не формальностью

Чтобы бизнес-план стал понятным для инвесторов и заинтересовал их, дополните его полезными данными. Вот что для этого можно использовать:

  • Графики и иллюстрации

Представьте в графиках и диаграммах динамику развития компании или маркетинговые исследования. Графические элементы привлекут внимание того, кто будет изучать бизнес-план, и помогут понять суть проекта.

  • Честные данные

Нет смысла демонстрировать цифры, основанные на предположениях. Так вы только вводите в заблуждение тех, кто анализирует бизнес-план. Для действующего бизнеса нужно приводить расчеты за последние 3–5 лет и указывать плановые показатели с учетом реализации предложенной идеи. Если не сильны в математике, привлеките для аналитики специалистов. Это поможет избежать просчетов, которые могут привести к судебным разбирательствам.

  • Комментарии экспертов

Эта информация поможет вам выделиться на фоне конкурентов, а также добавит веса вашей стратегии. Получить комментарий можно у предпринимателей, ведущих похожий бизнес, или от финансовых аналитиков, разбирающихся в отрасли.

  • Подробное описание всех этапов становления бизнеса вместе с расчетами

Как правило, бизнес-план охватывает период от года до пяти лет. Для каждого из периодов можно привести прогнозы, например, какой будет прибыль через год, а какой – через три. Эти данные помогут понять кредиторам или инвесторам, сколько денег нужно на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость и когда удастся на нем зарабатывать.

Резюме

Грамотно составленный бизнес-план поможет открыть собственное дело и масштабировать его. Готовые бизнес-планы могут не отражать всех особенностей бизнеса, поэтому документ лучше составить самостоятельно или с помощью профессионалов.

Структура бизнес-плана может отличаться в зависимости от целей его составления. Но в нем обязательно должны быть:

  • информация о компании;
  • анализ рынка;
  • описание продукта;
  • маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования;
  • экономические показатели.

Качественно расписанный бизнес-план позволит взять кредит на развитие бизнеса на выгодных условиях.