Найти тему

Сталинградская битва: день 22-й. Кружила в небе карусель…

Казалось, сама судьба его предупреждала, предостерегала, останавливала. Не раз она буквально кричала ему: «Остановись! Небо больше не для тебя, ты сделал всё, что мог»

Не послушал.

А ведь поначалу судьба принимала его в свои объятья с дорогой душой. Мальчишка из деревни Горки под Ленинградом Миша Баранов попал в авиашколу, уже здесь обратил на себя внимание товарищей и командиров незаурядным лётным мастерством.

Войну он встретил командиром звена, очень скоро открыл личный боевой счёт сбитым вражеским самолётам. К началу 1942 года — уже старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, кавалер двух орденов Красного Знамени. О нём много пишут газеты, говорят лётчики на всех фронтах. А нашему асу от роду всего-то 20 с маленьким хвостиком.

6 августа 1942 года, в 22-й день Сталинградской битвы, Михаил Баранов с боевыми товарищами на самолёте «Як-1» вылетел на перехват немецких бомбардировщиков, направлявшихся к городу Котельниково. «Юнкерсы» шли под прикрытием истребителей «мессершмитт». Баранов с ходу сбил одного «мессера» и пошёл на сближение с бомбардировщиками, поджёг «юнкерса».

Немцев было гораздо больше, чем наших «ястребков», в небе завертелась огненная карусель, в которой трудно было ориентироваться. Но только не Баранову. В этой круговерти он сумел сбить ещё одного «мессера».

Вражеские самолёты, не выдержав, начали уходить. Баранов нагнал немецкого истребителя, но боезапас был на исходе. Тогда «Як» ударил «мессера» крылом по хвосту. Немец, кувыркаясь, пошёл к земле, однако и «ястребок» начал разваливаться. Баранов выбросился с парашютом.

Немецкие самолёты пытались расстрелять нашего аса в воздухе — выручили боевые товарищи, огнём отогнав стервятников. Приземление оказалось жёстким. Лётчик попал в госпиталь с повреждённым позвоночником и сломанной в нескольких местах ногой.

Его настигла огромная слава, имя Михаила Баранова не сходило с газетных страниц, были выпущены специальные листовки с описанием боя, в котором советский ас «приземлил» сразу четыре вражеских самолёта, доведя свой боевой счёт до 24 побед. Известнейший в то время писатель Пётр Павленко посвятил герою большой очерк. Ставший уже капитаном Михаил Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Вот здесь судьба и сказала ему: «Остановись! Небо больше не для тебя, ты сделал всё, что мог».

И дала знак. Во время очередного полёта, ногу свело судорогой. Баранов с трудом сумел посадить машину, вынужден был обратиться к врачам. Его тут же отправили в госпиталь. Врачебный вердикт был безжалостен: полёты противопоказаны.

Баранов стал инструктором, натаскивал молодых лётчиков. И рвался в небо. Когда в полк поступили новые машины, упросил командира разрешить ему подняться на самолёте, сделать один круг. Был настойчив, красноречив, убедителен. И получил-таки разрешение.

Судьба сделала ещё попытку остановить своего любимца. В воздухе Баранов обнаружил, что самолёт неисправен. Посадил машину, доложил по всем правилам о деталях неисправности.

На этом бы и всё — отправляйся по другим своим служебным обязанностям.

Нет! Он упросил подняться на другой машине.

Поднялся. При выполнении лётной фигуры самолёт перевернулся брюхом вверх и с нарастающей скоростью понёсся к земле…

Случилось это 17 января 1943 года. Причины аварии не были выяснены до конца. Скорее всего, лётчик потерял сознание.

Герой Советского Союза к Михаил Баранов без неба свою жизнь не мыслил. В нём он существовал. В нём он существовать перестал…