Найти в Дзене
Илья Ильич Обломов

История «вечного студента».(г39)

Химия и жизнь…

До предполагаемого экзамена оставалось недели три, может чуть больше. Конкретная дата ещё была неизвестна. В принципе срок очень большой для подготовки к экзамену по меркам студенческой сессии. Но это когда ты ходил весь семестр, писал лекции, работал на семинарах и что-то удерживал об этом предмете в голове на протяжении всего учебного полугодия. А тут выходило, что почти год я не занимался вообще ничем, тем более химией. С другой стороны, бывало и во время учебы такое, что при подготовке к экзамену за четыре дня, я иной раз понимал, что в голове за семестр мало чего уложилось. Посидел на лекции, вышел да и забыл всё до экзаменов…В общем я решил, что весь материал я не буду растягивать на три недели, а пройду его раза три, по неделе на один заход. Первый раз ознакомительный, второй - написание шпор по всем вопросам, а соответственно закрепление первого захода по второму разу, ну и третий - окончательный, плюс еще решение типовых задачек. Правда с задачками была самая большая сложность. Задачника по химии у меня никакого не было. Оставались скудные примеры в учебниках и короткие примеры из лабораторок и лекций, а ведь в билете должно было быть три вопроса, два по теории и одна задачка. Так что с этим делом была полная засада. Откладывать на долго всё это я не стал и со следующего дня приступил к изучению общего курса химии. Конечно что-то я помнил ещё со школы и это пожалуй была моя главная основа, на которую нужно было нанизать новые знания из учебника и лекций, написанных мною годом ранее. Сидел я за изучением этой науки крепко, не отвлекаясь, только вечерами выходил после ужина на спортивную тусовку в школьном дворе, да в первые выходные всё ж таки выехал к брату на дачу на два дня, взяв с собой учебник и лекции. Утром, пока еще брательник долго спал, я часиков до одиннадцати штудировал очередные главы и темы этого хитрого предмета. Это в выходные. А в рабочие дни практически весь день. За неделю первый заход был закончен и было ясно что половину материала я точно идеально не запомню никогда. А потому начиная со второй недели, как я и собирался, приступил к написанию «шпор». Основная работа шла конечно в рабочую неделю. За очередные 5 рабочих дней написал все шпоры, таким образом я уже дважды пробежался по всем вопросам. В выходные дни решил поковыряться с задачками. Даже те, что у меня имелись в наличии, вызывали при решении не полное понимание. Формулы я расписывал легко, когда что-то с чем-то объединялось в новые элементы и выпадало в осадок. Но вот всякие моли, граммы и прочую хрень я понимал туго. А разъяснить мне это было некому и спросить тоже я ни у кого всё это не мог, что бы доходчиво объяснили. Третью неделю снова читал и вспоминал уже по третьему разу всю эту химическую лабудень. Как-то раз вечером, играя в футбол на школьном дворе я поделился своими проблемами по поводу решения задачек по химии с ребятами кто там был. К сожалению Лёха-Ёж - химик, с которым мы раньше до армии катались на скейте, после дембеля с этими школьными тусовками завязал и больше не появлялся на школьном дворе. Но неожиданно для меня в нашей тусовке взялся немного помочь мне один паренек, учившийся в нашей школе, он к тому времени перешел только в десятый класс, но оказался тоже заядлым химиком-любителем и любителем футбола. Звали его Сережа Замятин. К сожалению под рукой у нас на улице не было ни ручки ни тетрадки, но найдя кусок кирпича он накидал мне кучу всяких типовых задачек прямо на асфальте школьного двора и рассказал как их решать и чего куда расписывать. Наверно это были не все возможные типы задач, но все ж таки, хоть в чем-то я немного разобрался и в последствии мне это помогло. Третья неделя пролетала быстрее предыдущих двух и потихонечку чувствовался подкрадывающийся мандраж. Судьба скоро должна была решиться. В конце третьей недели пришлось снова сходить в ВУЗ, узнать когда будут пересдачи экзаменов у двоечников, а именно по химии. Оказалось у меня оставалось еще дней пять. Где-то во вторник на следующей неделе должна была состояться развязка всей этой месячной химической эпопеи. Я засел за изучаемый мною материал полностью с головой и больше вообще ни на что не отвлекался, забил на вечерние тусовки у школы и воскресный футбол на спортплощадке. Из дома вообще не выходил никуда. И вот наступил этот роковой день. Экзамен должен был состояться во вторник, как всегда начало в 9.00. Утром я не стал завтракать, у меня иногда перед экзаменами на нервной почве случались приступы тошноты и потому решил не заполнять ничем желудок, а просто попил сладкого чая и побрёл в институт. Родители пожелали мне удачи, а сами пошли на работу.

Ну вот и институт, быстро забежал в деканат, получил направление на сдачу экзамена в секретариате и поднялся на лифте на кафедру химии.

У меня не было привычки опаздывать никуда и никогда, обычно приходил с запасом. Вот и на этот раз, явившись минут на 15 раньше начала экзамена, у указанной аудитории я никого не обнаружил и начал волноваться, а туда ли я пришёл. Простояв ещё минут 10 наконец дождался первых двоечников, вернее двоечниц. Пришли две веселые девицы, одна брюнетка, другая блондинка. Я сразу к ним «подрулил», узнать куда и зачем они пришли, уж не химию ли пересдавать, а заодно и познакомились. Обе двоечницы оказались как раз из той группы, куда я должен был примкнуть, при успешной сдаче экзамена. Пока мы о чем-то беседовали, пришли ещё две девушки, желающие пересдать, видимо тоже с двойки на тройку или выше. На этом и всё. Нас оказалось пять страждущих продемонстрировать свои знания по химии, что бы иметь право учиться дальше, правда я в отличие от них двойку по этому предмету не получал. Наконец пришла преподаватель, снова для меня незнакомый человек. Открыла аудиторию, пустила нас туда и стала с каждым разбираться, кто есть кто. Мое появление здесь оказалось для неё неожиданным сюрпризом. С одной стороны не двоечник, с другой вообще непонятно кто, но с допуском к экзамену. Пришлось подробно описать ей всю ситуацию про себя, но она всё равно пошла куда-то, то ли на кафедру, то ли в деканат, выяснять про меня, чего со мной делать и как поступать. Я был ещё больше на взводе от этой начинающейся бодяги. Прошло минут 10, все ждали возвращения преподавателя и поглядывали на меня, виновника этой затягивающейся паузы. Я же про себя думал, ну что за хрень, неужели очередной облом, сейчас развернут и прощай институт, уже начинал жалеть что потратил целый месяц на химию. Но вот она вернулась, сказала, что все в порядке, ура, оставалось только сдать этот гребаный экзамен. Препод вывалила на стол кучу билетов с экзаменационными вопросами и разрешила нам вытащить по одному «счастливому». Я свой билет взял последним из всех сдающих и сел в самом конце аудитории, правда аудитория эта была очень маленькой, всего ряда четыре, так что всё равно все мы сидели близко от стола преподавателя и на виду, в шахматном порядке. Как и предполагал, первый вопрос был не очень сложный и я его знал без «шпор», со вторым вопросом повезло меньше, процентов на 60 там можно было что-то налепить по памяти, но не более, требовалось списывание и задачка, нужно было продолжить химическую формулу и рассчитать пару параметров. Приступил сначала к теории. Написал по обоим вопросам все что помнил по памяти, потом, когда кто-то пошёл отвечать, удалось достать шпаргалку, дописал что не знал по второму вопросу, а заодно проверил, всё ли вспомнил по первому. Всё шло не так плохо. Оставалось решить пример с расчетом. Формулу я продолжил без проблем, расписав это химическое уравнение. Один параметр тоже легко рассчитал, как раз Сережа Замятин мне это объяснял не так давно, чертя всё это кирпичом на асфальте нашего школьного двора, а вот со вторым параметром у меня получался затык…Я когда готовился, про такое даже не вспоминал, не было у меня типовых задачек на эту тему. Так что это было глухо. В это время первая девушка, не знакомая мне, не из моей будущей группы отстрелялась и ушла счастливая с четверкой в зачетке. Пошла ещё незнакомая мне девица. Я решил что буду сдавать за ней следом, всё равно уже ничего нового в голову не шло. Этой девице поставили трояк, чему она вроде тоже была рада, ведь трояк лучше чем два. Ну и вот он, момент истины. Быть или не быть. Пошёл отвечать. За первую тему я не волновался, был даже готов к любым дополнительным вопросам по ней, но их не последовало, по второму вопросу рассказал всё что мог, но понимал, что если начнет копать, поплыву, но вопросов лишних снова не было. Оставалась задачка. Я понимал, что трояк у меня скорее всего уже в кармане. Но всё равно, волнение меня не покидало в эти минуты. И вот она стала разбирать мои каракули по поводу формулы и всяких расчетов. Добравшись до последнего параметра она спросила : «не знаете как это решить или просто забыли это сделать», я конечно сказал что не знаю, не набил руку. Она быстро решила этот пример в пару действий, было обидно, что это так просто, а я не знал, но не было у меня в моих материалах подобных примеров. Немного подумав преподавательница выдала вслух следующую фразу : « Ну что ж, исходя из того, что вы готовились самостоятельно и двоек не получали, я готова поставить вам четверку. Вам ведь хватит четверки, что бы восстановиться?» - многозначительно глядя на меня вопрошала она. Честно говоря мне было всё равно, я был уже на седьмом небе от счастья. А она продолжала что-то дальше глаголить, оставшимся двоечницам. «Вот, смотрите и берите пример, человек самостоятельно подготовился и сдал химию за весь семестр, а вы тут сидите, не можете хотя бы трояк получить с третьей попытки». Справедливости ради, нужно сказать, что трояки она девчонкам поставила и они перешли на второй курс, как и я. А я довольный уже бежал по лестнице вниз в деканат с бумажкой где было написано ХОР. Всё тот же замдекана Белоусов, принял от меня тут же сей документ и сказал : « Ну вот видишь, как всё просто, а я уж думал ты не придёшь, сдрейфишь». Странно это было услышать от него, вроде я не давал в прошлый раз повода для таких мыслей, ну да ладно…

Дальше он взял от меня характеристику с работы, где мне пришлось отпахать добрых 6 месяцев. Подписал моё заявление на восстановление. Секретарь продлила мне студенческий билет, читательский и зачетку.

Ну вот. Не зря трудился целый месяц. Удача, наконец она от меня не отвернулась. Я снова студент дневного отделения. Всё правильно закончилось, как и должно было быть. Да конечно, потерян целый год, полгода пришлось работать на не самой престижной работе, которая по большому счету не дала мне никаких особых знаний, но тернистый путь был проделан не зря. В эти минуты в голове вертелась мысль, что ведь не попадись мне тогда этот злой физик на лабах, я бы сдал зимнюю сессию без проблем, так же вот как сейчас эту химию. Что там было сдавать. Философию, мою любимую математику, не очень любимую, но решаемую физику и вот эту химию, которую я только что сдал. Но к сожалению изменить было ничего нельзя, жизнь продолжалась, впереди меня ждало какое-то новое будущее, снова второй курс, снова учеба, новая группа, новые или старые друзья, я возвращался опять в свою среду обитания. А между тем, те, с кем когда-то начиналась моя учеба в этом вузе уже шли на пятый курс а другие на третий. Вот так вот судьба меняет наши планы, но всё равно в те минуты счастье переполняло меня. Придя домой, я сразу же приятным звонком обрадовал на работе родителей. В этот день у нас был свой маленький семейный праздник. Наконец я реабилитировал сам себя в свои глазах и быть может у тех, кто во мне сомневался…

#геофизика #студент #минх и гп им.губкина #ргунг им. губкина #керосинка #после армии #экзамен #химия #ссср 80-е годы

(Ну вот, уважаемые читатели и подписчики, те, кто следит ещё за этой затянувшейся историей, вот так я снова оказался в институте. Оставалось только там удержаться еще на четыре года...Читаем, пишем комментарии, если нравится, ставим лайки, подписываемся если не подписались...)