Найти тему
Пикабу

Путь аромата. Сян Дао ч.1

В прошлом посте Благовония DIY я рассказал о том как делаю натуральные благовония своими руками. Я получил много приятных отзывов, спасибо друзья! Пост зашёл и я хотел бы продолжить тему благовоний. В основном я буду говорить в контексте китайской традиции (потому что она мне более знакома) и придерживаться той точки зрения что можно проводить паралели между Японией и Китаем, но считать Японцев некой более педантичной, традиционной, консервативной и церемониальной стороной вопроса, к которой нужно стремиться. (мне нужно) Итак поехали! В этом посте я планирую дать базовый ликбез по теории и практике. Сян Дао (яп. Ко До) - относится к одному из четырех благородных искусств Китая. Другие три это: Ча Дао- чайный путь, или исскуство чаепития (яп. тя но ю) Шу Фа - исскуством каллиграфии, Путь письма (яп. сё до) Хуа Дао- искусством составления цветочных композиций (грубо ~яп.икебана).

Существует несколько способов классифицировать благовония: по географии, типу происхождения (животного или растительного), цели и задачи использования и тд. прежде всего это классификация по форм-фактору. 1. Изначальная форма. Древесина, кора, смола- части растений, животных и минералов в том виде, в котором они могут быть найдены в природе. Подверженные различным процессам (разложения и ферментациии тд) эти сяны могут изменять свои характеристики и приобретать различные свойства. Пример на фото ниже это древесина дерева рода Aquilaria (агар, уд, орлиное дерево, алоевое дерево. Очень интересное дерево которое произрастает преимущественно в Азии. Считается одной из самых дорогих парод древесины в мире. Имеет множество разновидностей и грейдов качества. Его ценность заключается в том, что крайне редко в природных условиях его заражает грибок, для борьбы с которым дерево выделяет ароматные смолы и неминуемо погибает рано или поздно. После этого древесина со временем попадает в землю/воду и продолжает естественную ферментацию меняя свои свойства. Существуют разновидности агара в своей стоимости превышающие стоимость золота. Ниже на фото достаточно базовый агар из Индонезии. Частично из него я сделал благовония, частично мой друг пустил их на бусины для чёток. Так же сюда можно отнести различные смолы: ладан, мирра, бензоин, даммара, драконова кровь, белый муск. И различные вещи животного происхождения: амбра, черный муск, раковины и другие... А так же минералы, которые тоже входят в состав некоторых видов благовоний. Существует очень дорогой ферментированный экскремент каких-то аля_тушканчинов живших много миллионов лет назад в Африке и за эти годы превратившийся в ароматный кристал. Встречал в продаже пару раз, название забыл. Мне ближе по душе классика:)

2. Идеальная форма. Это когда мы берём изначальную форму и измельчаем её в порошок. Допустимо смешивание одного с другим. Существуют традиционные различные купажи. Назначение самое разное. От медицинского, до ритуального. Сыпучие сяны называются- санг и популярны у нас в России, например в Бурятии, их вы можете купить в любом дацане (или сделать самостоятельно). На видео ниже я как раз использую такие благовония. Объясню что происходит на видео: -в курильницу насыпается белый порошок это пепел сандала. -он утрамбовывается до идеально ровной поверхности -сверху кладется печать с сквозным рисунком, небольшой ложечкой накладывается санг, пустоты разравниваются небольшой лопаточкой. -Пристукиваем по штампу чтобы порошковые благовония к нему не прилипали и рисунок был ровным и аккуратно поднимаем. Похоже на детскую пасочку, только не нужно ничего трамбовать. -Затем один из концов поджигаем, и рисунок потихоньку прогорает до конца. Длительность горения зависит от типа сырья и сложности узора штампа-мандалы. Существуют большие печати диаметром более 15 сантиметров которые дымятся несколько часов!

.
.

3. Высокая форма. Высокая форма это когда из порошка изготавливают палочки, спирали, конусы, шарики. Часть этого процесса я показал в своём прошлом посте. 4. Ароматические скульптуры, чётки, саше и другие изделия. Это всё что режут или точат из древесины с эфирными маслами. Стоит обратить внимание на то что в некоторых случаях из куска дерева могут сначала произвести экстракцию масла, а только потом уже более бедную древесину использовать для изделия, такие вещи разумеется дешевле. 5. Масло. Отдельная, очень большая и сложная тема. Процитирую моего любимого Милорада Павича: "– Сандал? – спросил торговец душистыми маслами, сунул маленький пузырек из мутного стекла под другой, большой, и стал ждать. Ожидание в полутьме длилось, и ничего не происходило. А потом, когда покупатель хотел уже махнуть рукой и уйти, торговец сказал: – Надо ждать столько, сколько времени читается сура Корана. Покупатель был неграмотным и не знал, как долго читается сура Корана, но в этот момент на перевернутом горлышке большого пузырька появилась одна, блестящая, как комета, капля; вися на своем хвосте, она медленно спустилась ниже и канула в маленький пузырек. – Хочешь попробовать? – спросил торговец, ловко обтер край горлышка пальцем и протянул его покупателю. Тот взял масло с пальца на палец и хотел намазать сандал на одежду. – На одежду не надо! – предостерег торговец. – Прожжет. На ладонь. Прямо на ладонь. Покупатель так и сделал и хотел было понюхать, но торговец удержал его: – Не сегодня, господин, не сегодня! Через три дня! Тогда появится настоящий запах. И он будет стойким, как запах пота. Но будет сильнее, чем пот, потому что имеет силу слезы…"

Поговорим про способы возжигания и нагрева благовоний 1и2 типа. Цельных кусочков и порошков. Если с штампами более менее понятно по видео, но что же делать с щепкой? Смолой? Нам потребуется глубокий сосуд (яп.коро или хири), пепел сандала, специальный сублимированный уголь, полоска слюды или металла (серебро, иногда золото чисто эстетика, не прнцп), инструменты щипцы и игла. Смотрим на два фото ниже. Сублимированный уголь, который предварительно разогрели (для кальяна не подойдёт, должен быть без запаха и с умеренным жаром), закапывают в рыхлый пепел (предварительно рыхлят, чтобы проводил воздух, дышал) протыкают сверху толстой иголкой. Игла упирается в уголь, создаёт воздушный канал-трубу для жара, сверху кладется слюда или металлическая пластинка на неё кладётся кусочек ароматной древесины, смола или прессованные благовония. Этот способ считается вершиной мастерства, очень много нюансов: глубина залегания угля, толщина воздушного канала, интенсивность нагрева, сделать так чтоб уголь не потух - вот только некоторые из них. Эта тема очень большая, в Японии регулярно выходят журналы, проходят выставки, это важная и значимая часть культуры у определенных слоев населения.

-4

Опишу схематически ещё несколько способов поджечьпорошковые благовония. а) В рыхлом пепле делаем ямку, в неё кладём благовония, отламываем кусочек аромопалочки (пару мм), поджигаем этот кусочек держа его пинцетом, бросаем в ямку с сяном, палочка тлеет и поджигает благовония в ямке, быстро закапыпем их пеплом и протыкаем иглой на глубину залегания сяна. Если всё сделали правильно, то невероятно красивый эффект- "из под земли" идёт дым. б) В утрамбованом пепле делаем "окоп" и заполняем егопорошковым сяном. Поджигаем. Прогорает "внутри окопа" в) Насыпаем на утрамбованный пепел дорожкой, горкой- горит но не аккуратно, интенсивно дымит, но пойдет если на скорую руку. г) используем полые конусы и тд для формирования порошка в конус. Готовые решения в виде палочек, спиралек и тд использовать просто- поджиганием на подставке или в курильрице. _ Извиняюсь за ошибки, буду рад ответить на ваши вопросы. Планирую ещё как минимум одну статью. Последние два фото скачаны из интернета.

-5