С давних пор высшие должностные лица или эксперты, группирующиеся вокруг исполнительной власти, в силу своей компетенции участвуют в процессе принятия решений. В области некоторых, в высшей степени технических проблем /экономическое планирование, подготовка вариантов бюджета и т.п./ только они кажутся способными произвести определенные виды анализа, систематизировать данные, оценить информацию и, следовательно, принять определенные решения. Они обладают, таким образом, явным политическим влиянием.
Эдгар Фор, позаимствовав терминологию Дж.К. Гэлбрейта, попытался в 1970 г. описать эту политико-административную "техноструктуру" при V Республике [E. Faure, L'ame du combat, 1970.].
По его мнению, передовые индустриальные общества характеризуются "истощением глобальных проблем": стало быть, от руководителей требуется скорее уравновешенность, нежели воображение как главное качество. "От правительств требуют качеств администраторов, компетентности, добросовестности и тщательности в работе. Больше превозносится отсутствие ошибок, нежели обилие инициатив".
Но, с другой стороны, эти общества характеризуются вторжением технических проблем, отсюда — нашествие экспертов и функционеров высшего звена: "Когда эксперты призываются,чтобы принять решения, их называют технократами". В итоге, таким образом, возникает состояние путаницы, смешения понятий.
"Когда руководящие деятели проявляют тенденцию действовать как технократы, и технократы проявляют тенденцию действовать как руководящие деятели, становится трудно отличить одних от других, тем более что они чаще всего происходят из той же самой среда, входят в те же организации. V Республика в очень большой степени благоприятствовала циркулированию между этими двумя статусами ... Становится трудно провести различие между ответственными сотрудниками «на высшем уровне» правительств и технократами ... Некая правительственная структура, состоящая из политизированных технократов и политических деятелей, получивших солидное техническое образование, легко становится, по терминологии, которую Гэлбрейт применял к крупным предприятиям, техноструктурой".
Это влечет за собой все тот же риск наступления олигархии и лишения права принятия решений. "Техноструктура, как и другие, стремится к тому, чтобы увековечить себя и уподобить общество избирателей конформистской общности акционеров.
Чтобы избежать кризисов, техноструктура рассчитывает на свои правильные действия, на озабоченность, которую испытывает общественность, относительно слома руководства, качеств которого она не может оспаривать [E. Faure, L'ame du combat, p. 54-56].
Именно техноструктура определяет цели, выбирает варианты и готовит решения. Роль министров более или менее сведена к роли консультантов, без полномочий принимать самостоятельные решения, а затем интерпретаторов или защитников принятых решений. Тем более, что и парламентарии из-за отсутствия средств информации и анализа могут осуществлять лишь самый несовершенный контроль над сложными мерами, которые им предлагают принимать.