Когда я впервые взяла на руки своего новорожденного сына, поняла, что могу смело положить на полку два своих диплома о педагогическом образовании и забыть о том, чему так долго училась. Почему? Потому что научные теории вдруг стали не важны. В мир пришел новый человек. Таких не было до, и не будет после. Он, 12 часов от роду, внимательно смотрел на меня, а я на него. Поймем ли мы друг друга? Услышим ли?
Именно тогда я, пожалуй, впервые осознанно задумалась о том, что же такое воспитание. В какой момент оно начинается и когда заканчивается. Чем «питают» детей родители, воспитатели, учителя. Понимаем ли мы, взрослые, что огромные тома «педагогической и психологической мысли» написаны не для ребенка, они написаны для нас. Чтобы с самой первой секунды мы осознали: вот человек, полноценный человек, только пока еще маленький. Он не должен становиться таким, каким мы его себе представляем, подстраиваться под наши чаяния, желания, амбиции. Не обязан быть нашей копией, заниматься тем, что интересно нам. У педагога, как у врача, должна быть первая заповедь «Не навреди». Не отбей желание учиться, познавать этот мир.
Мне кажется, что воспитание во всех его определениях невозможно считать успешным или неуспешным. А вот его результат может быть самым разным. И, наверное, зависит он от нашего восприятия ребенка. Кого мы видим, глядя на него? Бесправное существо, которое можно обидеть, унизить или просто проигнорировать. Или все-таки личность со своими правами и обязанностями.
Родители и педагоги должны понимать, что возраст и опыт не делают нас значимее или лучше ребенка. Невозможно сказать себе: «Итак, сегодня с 12 до 17 часов я занимаюсь обучением своего чада». Это не прекращающийся ни на минуту процесс. Детей не получится настроить по инструкции как электрический прибор. И пока еще, к счастью, никто не написал полное руководство, «как воспитать Ольгу Петрову от 1 года до 20 лет».
Когда я впервые читала книгу Януша Корчака «Как любить ребенка», удивлялась тому, как на самом деле просто ответить на этот вопрос. Только вот мешают нам стереотипы, границы, рамки, засевшие в голове. Ребенок – не робот. Он имеет право на эмоции, в том числе и негативные. Мы не можем его воспитывать как Сиддхартха Гаутаму, спрятав за забором и оградив от всего плохого.
Честно могу признаться, я не знаю, что такое воспитание. Наверное, это просто помощь растущему человеку. Всей любовью, всем светом, что есть у тебя в душе.
И как же замечательно, что в нашем городе, несмотря на все проблемы, невероятные нагрузки, продолжают трудиться педагоги, которые видят в ребенке человека, понимают его, учат, не подавляя, а помогая развиваться. Спасибо вам за ваш труд, терпение, понимание и безграничную преданность профессии!
- Читайте больше в рубрике Мнения