Найти в Дзене

«Похождения бравого солдата Швейка» – лайфхак на случай мировой войны

На сей раз не стану утомлять ни вас (ни, что характерно, себя) длительным пересказом, это не будет обзор произведения в классическом понимании. Скорее уж – рекомендация книги, с которой, надеюсь, вам, уважаемые читатели, будет проще понять и пережить наше непростое время (с другой стороны, когда оно было простым?) Итак, перед нами легендарный роман (неоконченный, к сожалению) чешского писателя и журналиста, коммуниста и комиссара Красной Армии Ярослава Гашека (1883-1923 гг.), написанный в 1921-1923 годах, о великих событиях глазами маленького человека. Речь, конечно же, о «Похождениях бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Ну-ка, признавайтесь, у кого такая стоит на полке во весь фрунт?
Ну-ка, признавайтесь, у кого такая стоит на полке во весь фрунт?

Но прежде чем начать, разрешите представить ещё одного человека – это талантливый чешский художник Йозеф Лада (1887-1957 гг.). Его иллюстрации к «Похождениям» принесли творцу всеобщую известность, и сегодня сложно представить образ Швейка каким-либо иным. Рисунками Йозефа (и не только) и будет проиллюстрирована данная статья. Словом, все акценты расставлены, действующие лица и зрители заняли свои места... Представление начинается!

Швейк точно не помрёт здоровым! Художник Йозеф Лада.
Швейк точно не помрёт здоровым! Художник Йозеф Лада.

Пару слов об авторе. Наши современники сказали бы, что Ярослав Гашек был ярким и эксцентричным человеком. Но нет, он являлся плотью от плоти своего времени. На закате Австро-Венгерской империи люди слыхом не слыхивали о фитнес-браслетах, здоровом питании, восьмичасовом рабочем дне и даже пенициллине. Смерть царствовала во всевозможных обличьях, и верующий мог отдать Богу душу в любой момент и с той же обыденностью, с коей и атеист. А посему старались жить на полную катушку, чтобы за отведённый срок успеть сделать многое.

Сказать, что Гашек вёл бурную жизнь – не сказать ничего. К примеру, ещё в младые годы он участвовал в антинемецких демонстрациях в Праге. Ну его и задержали с камнями в кармане. И хотя Ярослав утверждал, что собрал эти минералы для школьной коллекции, сорванца арестовали и пригрозили расстрелом. Вот что он писал из заключения матери: «Дорогая мамочка! Завтра меня к обеду не ждите, так как я буду расстрелян. Господину учителю Гаспергу скажите, что… полученные мною минералы находятся в полицейском управлении. Когда к нам придёт мой товарищ Войтишек Горнгоф, то скажите ему, что меня вели 24 конных полицейских. Когда будут мои похороны, ещё неизвестно».

Ярослав Гашек в молодые годы. Даже внешнее сходство с его персонажем наблюдается.
Ярослав Гашек в молодые годы. Даже внешнее сходство с его персонажем наблюдается.

Расстрел, ясен пень, не состоялся, но думаете, арест преподал Гашеку хоть какой-то урок? Он остался всё тем же беспокойным смутьяном, не раз попадавшим поле зрения полиции. Бродяжничал, много пил, сиживал в сумасшедшем доме. А ещё больше озорничал и шутковал. Его проделки становились легендами. С такими задатками не стать писателем и даже журналистом было бы грешно!

Описывать биографию писателя можно, кажется, бесконечно, но речь-то у нас сегодня не об авторе, а о его самом знаменитом произведении. И герое. Хотя, чего уж таить, в образе бравого солдата Швейка проглядывается сам Ярослав Гащек. По характеру и сумасбродству они – как две капли воды. Да и повоевать пришлось обоим. На войну Ярослав Гашек попал в 1915 году. Служил в 91-м пехотном полку. Кстати, там же служили поручик Лукаш, капитан Сагнер, писарь Ванек – все герои будущей книги.

Субординация и дисциплина - вот два кита, на которых стояла и стоит армия. Художник Йозеф Лада.
Субординация и дисциплина - вот два кита, на которых стояла и стоит армия. Художник Йозеф Лада.

Да, персонажи книги – реально существовавшие люди. Но, осмелюсь предположить, не совсем такие, как в жизни. Ехидный ум писателя приметил их самые яркие черты, возвёл в абсолют, и получился мир гротескных существ. Здесь полковой австрийский поп – Фельдкурат Отто Кац – не верит ни в сон, ни в чох, а только в крепкую выпивку и азартные игры. Пражский трактирщик Паливец – типичный образ человека с позицией «моя хата с краю, ничего не знаю». Но для репрессивной машины всё равно, в стороне остаться не удастся. Пара неосторожных слов, по-своему трактуемых скучающим шпиком, и вот благонравный муж отправляется на десять лет в тюрьму...

Что наша жизнь? Игра! Художник Йозеф Лада.
Что наша жизнь? Игра! Художник Йозеф Лада.

Ну и, конечно же, Швейк – отставной пехотинец, а ныне – откровенный жулик и торговец беспородными собаками. Впрочем, родословную он выписывает каждой зубастой страшиле почище, чем у иного герцога – не придерёшься. И откуда у простого солдата такие задатки? Право, когда смотришь на Швейка, то не понимаешь: то ли он в самом деле непробиваемый болван и слабоумный осёл, то ли такой хитрец и интеллектуал, что мурашки по коже. Его тонкая игра на чувствах и желаниях окружающих – от простых солдат до высоких чинов – нередко спасает Швейку жизнь. А от обескураживающей улыбки и добрых, наивных, почти детских глазок, ощущение, шарахаются даже пули.

Да вы, батенька, аферист! Художник Йозеф Лада.
Да вы, батенька, аферист! Художник Йозеф Лада.

Швейк сидит в тюрьме, больнице, служит денщиком у прелюбопытных личностей, марширует на фронт... А момент, где Швейк в инвалидном кресле, размахивая костылями, едет на войну – немеркнущая классика.

"На Белград! На Белград!" Художник Йозеф Лада.
"На Белград! На Белград!" Художник Йозеф Лада.
Больной, покажите язык... Да я смотрю, вы совсем не больной! Художник Йозеф Лада.
Больной, покажите язык... Да я смотрю, вы совсем не больной! Художник Йозеф Лада.

Каждая глава «Похождений» написана едко, озорно, по-настоящему смешно. Хотя книга и изобилует крепким казарменным юмором, Гашек сумел остаться в рамках приличий и не впасть в откровенную пошлость. Хотя до стеснений ли, когда на дворе мировая война? Книгу смело рекомендую и мужчинам, и женщинам. Иных полов (к счастью – нет ли) не знаю.

К Швейку даже аристократки с любовью и жалостью. Художник Йозеф Лада.
К Швейку даже аристократки с любовью и жалостью. Художник Йозеф Лада.

Самый же главный лайфхак Швейка заключается не в умении грамотно похмелиться и впарить снег даже эскимосу. Нет, он в самом деле отважен. Швейк весело, задорно, с оптимизмом встречает самые неприятные казусы и капризы судьбы и раз за разом становится победителем. А бравый солдат и живёт ради победы!

Победный пинок! Художник Йозеф Лада.
Победный пинок! Художник Йозеф Лада.

Антон АГЕЕВ.

Иллюстрации из архива автора и открытых источников.

#книгочей

#ярослав гашек

#швейк

#мировая война

#приключения

#лучшие книги

#казарменный юмор

#сатира

#биография

#солдаты