Единственный способ поднять самооценку. Самооценка и невроз.

4,4K прочитали

Давайте сразу разделим понятия самооценка и самоценность. Самооценка - это оценка своих действий, отношение к себе, уверенность в себе и в своих действиях. Самоценность - ощущение себя ценным. Человек может быть ценным, но при этом самооценка у него будет неадекватной (как занижена, так и завышена). Человек может быть ценным, но при этом объективно оценивать себя низко. Прежде чем поднимать самооценку, необходимо обрести самоценность, об этом в этой статье - https://dzen.ru/media/psy_luar/chetyre-sposoba-ukrepi..

Из своей клиентской практики, я могу сделать вывод, что ярким маркером наличия невроза является самооценка. В основе самооценки невротика лежит его неполноценность. Свою неполноценность невротик компенсирует 3 способами. Первая компенсация выглядит как соглашение со своим положением. "Я никчемный, поэтому буду работать на обычной работе", "Я некрасивая, поэтому буду встречаться с стремным парнем, другие на меня и не посмотрят", "Я глупый, поэтому я не потяну ВУЗ и пойду в СУЗ". Со стороны может казаться, что у человека заниженная самооценка. Но сам человек так не считает. Он убежден, что он реально не достоин чего-то большего и он находится на том месте, которое он заслуживает.

Человек с низкой самооценкой не знает о том, что она низкая. Он убежден, что он оценивает себя правильно и он реально не достоин большего
А действительно ли самооценка низкая или он объективно себя оценивает - вопрос уже второй. Его мы разберем ниже, а пока перейдем к следующей компенсаторной стратегии.

Избегание. Тут человек может как осознавать свои убеждения о неполноценности, так и не знать о них. Стратегия раскрывается в том, чтобы не сталкиваться со своей неполноценностью. "Я не буду вступать в отношения, потому что меня все равно отвергнут", "Я не буду просить повышения, потому что мне его все равно не дадут, я его не достоин", "Я не буду заводить новые знакомства, со мной все равно неинтересно", "Я не буду отвечать, вдруг мой ответ окажется тупым". Человек не пробует новый опыт из страха столкнуться с правдой о себе. Гораздо легче переживать одиночество как собственный выбор, чем одиночество из-за того, что тебя отвергли.

Последнюю стратегию я бы назвала усиление слабых мест. Человек как правило не догадывается о своей неполноценности. "Чтобы люди не узнали, что я тупая, я буду учиться лучше всех", "Чтобы люди не узнали, что я страшная, я буду заниматься спортом, сидеть на диете и использовать мейк", "Я буду достигать лучших должностей, чтобы люди никогда не догадались о том, что я никчемен". Человек перевыполняет план, в котором он когда-то был уязвим. Со стороны может казаться, что у таких людей либо нормальная самооценка, либо завышена, но в глубине там всегда ощущение собственной незначимости, которую нужно как-то закрывать с помощью других достижений.

Выше я писала про то, что человек с низкой самооценкой никогда не знает о том, что она у него низкая. Вопрос, тогда откуда такое стремление у людей повысить самооценку, откуда такой спрос на тренинги? Все очень просто. Люди, которые хотят повысить самооценку, на самом деле имеют завышенную самооценку. Столкнувшись с реальностью, они не получили желаемое, что обрушило их самоощущение. Они хотят обратно завысить свое эго, чтобы не чувствовать себя никчемным. Классический невроз.

Как ни странно, но решение всех проблем с самооценкой только одно. Признание реальности. Самооценка не должна скакать, как на "американских" горках. Она должна быть объективной и идти изнутри. Самооценка невротика же опирается на внешнюю оценку. Кто, что о нем подумал, такая и оценка себя. Либо кто-то сказал правду о нем, которая не нравится и начинается отрицание.

Как сделать самооценку адекватной?

1. Признание реальности.



Посмотрите на объективность своих достижений. Девушка с лишним весом, с 3 классами образования, акне, без работы, без партнера, без денег, живет с родителями может сколько угодно себя обманывать, что она крутая, но реальность все равно покажет ей правду. Внушения по типу "люби себя, ты молодец, ты классная" - не помогают без реальных достижений. Они только вредят. Когда вы читаете себе аффирмации по типу "я красива, у меня подтянутое тело, я зарабатываю миллионы, у меня крутая работа" - вы искажаете реальность. Мозг не дурак, он сравнивает ту картинку, которая есть на самом деле и ту картинку, которую вы придумали. Вы понимаете, что у вас все не так сейчас и вы в этом разочаровываетесь еще больше. Говоря себе, что у вас подтянутое тело, вы больше замечаете своих дефектов.

Реальность вы можете искажать и другими способами. Например, быть убеждены, что вы никогда не сможете построить отношений из-за своей внешности. "Я толстая, поэтому у меня никогда не будет партнера", "Я тупой, поэтому не добьюсь успеха", "Я должен быть успешным, без успеха я ничего из себя не представляю" - это такое же искажение реальности, как и вера в аффирмации.

Первым шагом на пути к адекватной самооценке идет работа с мышлением. Необходимо убрать всю срань в голове.



2. Самостоятельность


Это касается всех аспектов жизни. Вы будете ощущать свою неполноценность, если живете за счет кого-то. Пока вас содержат родители, партнер, вы безработный, бытовой инвалид - вы и дальше будете ощущать свою неполноценность.

У вас в опыте нет доказательств того что "Да, я с этим ОДИН справился, я могу САМ, без помощи". Чем больше вещей, которые вы можете сделать самостоятельно, тем выше ваша опора на себя. Не получится иметь хорошую самооценку, если у вас нет в опыте ваших самостоятельных действий.

И это касается не только самостоятельной жизни, но и отношений к чему-либо. Пока кто-то другой за вас решает, что хорошо, а что плохо, вы также будете чувствовать себя каким-то глупым, не разбирающимся, незнающим.

Выстройте свою систему ценностей и действуйте относительно нее. У людей всегда будет 3 оценки: нейтральная, положительная и негативная. Пока вы боитесь, что кто-то вас плохо оценит, вас будет метать из стороны в сторону. Например: зайдите в комментарии под благотворительными постами. Люди там разделятся на 3 лагеря. Кто-то скажет, что благотворительность это здорово. Кто-то осудит и скажет, что это мошенничество или хорошие дела нужно делать тихо. Кто-то вообще пройдет мимо и ему будет плевать. Вопрос. Если у людей всегда разное мнение, какой смысл на других вообще опираться?

Особое внимание хочу уделить самостоятельному принятию решений. Пока за вас кто-то другой решает, вы остаетесь маленьким ребенком, который ничего в этой жизни не может, вы остаетесь в своей неполноценности.


3. Преодоление своих слабостей.


Самооценка строится на достижениях. Когда вы раньше чего-то не могли, а теперь можете. Видя то, что вы способны добиваться результата вас поддерживает. Синдром "самозванца" быстро проходит, когда человек видит свои результаты. Если есть синдром, это говорит о вашей некомпетентности. Ни один хирург, с большим опытом работы, который провел сотни успешных операций не страдает неуверенностью в своих силах. Он видит свой результат, он знает, что он может. Самозванцы не имеют результата и бояться, что их раскроют.

Сила воли и дисциплина - вот ваш ключ к хорошей самооценки. Это как раз таки про объективную оценку себя. Если вы начинающий специалист, у вас объективно нет пока достижений и ваша неуверенность в себе оправдана. У вас нет опыта, у вас куча пробелов в знаниях. Тут сомневаться в себе нормально.

Возвращаемся к 1 пункту. Если у вас есть срань в голове по типу "мои достижения ничего не значат", "это могут все", "у меня не получится", "это бесполезно". Вы можете объективно иметь достижения, но при этом их обесценивать. Тут важно опять же работать с мышлением, иначе все ваши успехи будут ВАМИ же аннулированы.


4. Работа над страхами


Этот пункт вытекает из 3. Я бы сказала, что 4 пункт часть 3. Ваши компенсации направлены на то, чтобы не сталкиваться со своим главным страхом. Быть неполноценным. Вы не вступаете в отношения, потому что боитесь, что вас отвергнут. Вы не просите повышение, потому что, если вам его не дадут, это означает, что вы неудачник. Вы не пробуете что-то новое, потому что боитесь облажаться и это докажет вашу никчемность. Вы боитесь проиграть, потому что проигрывают только слабаки. Вы боитесь потерять все ваши регалии, вашу красоту, ваши успехи, вернутся на то дно, с которого вы поднимались, потому что это доказывает вашу неполноценность.

Работа с этим страхами достаточно сложна, но в полне реальна. Когда вы перестанете боятся получить отвержение, получить отказ, вам будет нестрашно потерять то, что вы имеете, тогда можно говорить о том, что вы полноценная личность. Полноценная личность не опирается на внешние атрибуты и может без них.

Давайте только без контрзависимости. Мочь без атрибутов не означает от них отказываться. "Я могу зарабатывать большие деньги, но если я их потеряю, это не говорит о том, что я неудачник. Я могу справиться и без них"


5. Выдерживать одиночество и отвержение


Пожалуй, это самая большая проблема для невротика - остаться одному и быть осужденным. Тут важно разобрать срань, которая может быть у вас в голове.

1. "Если меня отвергнут, я останусь один" - какая глупость! На планете 8 миллиардов людей, это еще постараться нужно, чтобы быть в полной изолированности. Я даже не представляю, как это надо жить, чтобы вообще никак не взаимодействовать с людьми. Если есть работа, то как минимум с работодателем контакт уже есть. Продукты также нужно покупать, а это взаимодействие с продавцами или курьерами. Чтобы вообще никак не взаимодействовать с людьми, нужно очень сильно постараться, это самостоятельно себя изолировать, уехать далеко, самостоятельно добывать пропитание и тд. Вопрос, а с чего вы это вообще решили, что отвержение 1 человека вас оставит в полном одиночестве?

Только САМ человек может себя оставить одного. Он должен САМ отвергать других людей, САМ их игнорировать, САМ не заводить новые знакомства, САМ не инициировать общение.

2. "Я не смогу выдержать отвержение и осуждение" - еще большая срань, чем предыдущая. Если вам больше 0 лет, вы уже переживали осуждение и не раз. Социум так устроен, что не бывает двух людей с идентичными взглядами на жизнь. Не получить прожить свою жизнь так и никого не обидеть. И это нормально. Пока вы живы, вы будете конфронтировать с другими людьми. В любых отношениях будет несогласие. Идете в кино, вы хотите на комедию, ваш друг на ужасы. Это нормально, что ваш друг отвергнет ваше предложение пойти на комедию.

Приведу вам метафору с песочницей. Если вы придете в песочницу, где играют 10 детей, и предложите свои интересы, свои игры, будете собой, с вами согласятся общаться 3 ребят. Если вы будете подстраиваться под них и играть в то, что хотят другие, вы будете очень несчастным ребенком, но зато с вами будут 10 ребят. И то не факт, потому что кому-то вы не понравитесь просто потому, что у вас цвет глаз неправильный или у вас своего мнения нет.

Вопрос, как сделать так, чтобы с вами хотело дружить 300 детей? Придти в песочницу, где играют 300 детей? Нет. Придти в песочницу, где играют 1000 детей. Или придти в 10 песочниц по 100 ребят.

Вас будут осуждать в любом случае и это нормально, вопрос, какое окружение вы сами выбираете.

Единственный способ поднять самооценку - на практике доказать себе, что вы можете. Только так появляется уверенность в себе и в своих действиях. Уверенность, что получив отказ, вы сможете найти других людей, которые будут согласны. Уверенность в том, что вы умеете и можете работать. Уверенность в том, что в каких бы трудностях вы не находились, вы можете с ними справиться и жить дальше.

Никакие тренинги по прокачке самооценки не дадут вам уверенность. Только вы сами можете себе доказать, что вы на что-то способны.

 Давайте сразу разделим понятия самооценка и самоценность. Самооценка - это оценка своих действий, отношение к себе, уверенность в себе и в своих действиях. Самоценность - ощущение себя ценным.

#самооценка #самоценность #оценка себя #невроз #всд #неуверенность #неуверенностьвсебе #неполноценность #страхошибки #синдромсамозванца