Опубликованы данные Кемеровостата о социально-экономическом развитии нашего региона по итогам восьми месяцев: промышленное производство снижается, цены и тарифы растут.
Экономика Кузбасса продолжает проседать. В первую очередь – под тяжестью санкций на уголь. По-настоящему они начали сказываться только в августе, когда ЕС отказался от российского твердого топлива. По данным статистики, добыча угля в Кузнецком бассейне снизилась в минувшем августе по отношению к августу 2021 года более чем на 10%, а по итогам января-августа – почти на 8%. В целом же индекс промышленного производства за 8 месяцев сбавил 6%. Ситуацию нельзя назвать временной проблемой – это продолжение многомесячного спада главной отрасли региона.
Реальная заработная плата в Кузбассе тоже выросла лишь на бумаге – 115% к январю-июлю прошлого года, а реально продолжает снижаться. Пока немного – на доли процента, однако ещё недавно она росла. Как известно, среднедушевые доходы жителей региона тоже понемногу усыхают много месяцев подряд.
Заметим, ещё весной наиболее оптимистично настроенные чиновники говорили о переориентации западного угольного потока на восточное направление. Однако избыток угля оказался весьма значительным и не пролез в бутылочное горлышко Восточного полигона. К тому же, по оценке экспертов, опубликованных федеральными СМИ, угольному потоку начинает мешать нефтяной. По тем же самым причинам он тоже начал усиленное движение в страны АТР:
«Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков, для которых этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт. Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам второго класса, то есть ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (первый класс грузов). Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота, но сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено, и фактически этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится», — пишет «Коммерсант».
Что бы там бодренько нам не говорили о диверсификации региональной экономики, но на самом деле именно уголь и его импорт определяет настоящее и будущее нашей сырьевой окраины. Никакие шерегеши, а равно и «огромные» инвестиции в территории опережающего экономического развития даже в малой степени не смогут компенсировать тех финансовых бюджетных потерь, которые нарастают день ото дня. Пока что жесткую посадку демпфируют высокие мировые цены на энергоносители, которые не вечны. Эксперты считают, как только мировая экономика отладит новые пути их поставки – цены будут возвращаться к прежнему уровню.
Особо следует отметить падение показателей розничной торговли, которая исчисляется в рублях. За восемь месяцев она потеряла около 2%, однако за то же время оптовики недосчитались 9%, а это четкий индикатор негативных ожиданий в близкой перспективе. В августе индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 99,6% (с начала года – 111,5%). Цены на продовольственные товары – 98,6% (110,6%), непродовольственные товары – 100,1% (111,4%), услуги – 100,3% (113,1%). Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в конце августа 2022 г. составила 17 813,6 рубля в расчёте на месяц, и с начала года увеличилась на 8,7%. В общем, потребительская инфляция хоть немного и замедлилась благодаря сезонному фактору, связанному с новым урожаем, однако уже отмечен небольшой рост цен на овощи.
Особенно болезненно на уровне жизни кузбассовцев сказывается рост тарифов на услуги ЖКХ – 106,3% к прошлому году. Например, заметно возросла стоимость отопления – 107,3% и горячего водоснабжения – 110,1%. Из года в год чиновники уверяют, что рост жилищных тарифов строго обусловлен и жестко контролируется, однако проверить эти доводы сложно, так как «обсчет» ведется в недрах РЭК. Ещё смешнее выглядит довод про то, что региональный бюджет якобы доплачивает за граждан: тут всегда забывают уточнить, что это не деньги из зарплаты работников администрации, а из налогов, формирующих его.
Итогом, венчающим печальное состояние в производстве, можно считать рост просроченной задолженности по заработной плате: на 1 сентября общая сумма составила 41,8 млн. рублей и увеличилась за прошедший месяц на 17,0%.
Сергей Борисов