В последнее время на глаза достаточно часто попадаются интервью, где специалисты из области ИТ обсуждают перспективы замены человека на роботов. Это уже не новость, и мы видим как машины почти полностью вытеснили людей из диспетчеров такси, со складов, вместо кассиров - автоматические кассы и т.д. Вопрос, который поднимается на подобных интервью, не о том, произойдет окончательно это или нет, а в объемах «замещения» людей и в поиске тех сфер, где человеку все еще будет место. Со стороны обывателя подобная динамика процессов вызывает ужас, а со стороны работодателей и индустриальных гигантов — огромный интерес и перспективы значительного роста. Но сегодня не совсем об этом…
Меня во всей этой истории зацепил момент, что минимум трижды в подобных разговорах я услышал, как люди хотят «снизить или исключить человеческий фактор». Я не знаю в какой момент, но термин «человеческий фактор» приобрел строго негативную коннотацию.
Если мы откроем Википедию — вот какое определение мы увидим: «Челове́ческий фа́ктор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или аналогичных решений в конкретных ситуациях». Тут нужно сделать оговорку, что данное определение базово относится к взаимодействию человека с техническими системами, но в последнее время все чаще употребляется в более широком ключе.
Принятие человеком ошибочных решений… Подобный взгляд сразу задает строго определенное видение на человека, как на элемент, который может навредить процессу, и везде, где возможно, его необходимо минимизировать. Мы не услышим применение выражение «человеческий фактор» в положительном ключе, например, в следующих случаях:
-Ты знаешь, мне сегодня попался такой приятный официант - я прямо засиял после того, как пообщался с ним.
-Ну что тут удивляться, это же тебе не робот — человеческий фактор!
Представить себе подобный диалог сегодня почти невозможно.
Базовое отношение к «человеческому фактору», а, значит, читаем, как раз к тому, что отличает человека от машины — негативное. Подобная формулировка, хотим мы того или нет, запускает в подсознании строго однозначный ответ: нужно стремиться быть как машина! Собственно - это сейчас и происходит. Мы даже когда хотим кого-то похвалить и обозначить как много он всего сделал говорим «ну ты и машина!», а когда хотим пожалеть «ты всего лишь человек…»
И здесь, на мой взгляд, мы попадаем в ужасающую петлю. Стремясь быть как машины — мы ими и становимся, поскольку «где внимание — там и энергия». Но чем больше мы похожи на машины, тем быстрее они же нас и замещают. Насколько бы сильно человек не был похож на технику, настоящая машина всегда будет успешнее его в этом отношении. В 1997 году Каспаров проиграл компьютеру в шахматы, а в 2016 году Ли Седоль — в го. Игры, где изначально считалось необходимым обладать невероятным интеллектом, показали превосходство машины и в этом отношении. И мы говорим не о рядовых людях, а о лучших гроссмейстерах своего времени. Что говорить о банальных процессах, таких как подсчет в Экселе, физический труд и т.д?
Учитывая динамику развития технических систем — перспективы «полного исключения человеческого фактора» не за горами. Мы добьемся того, о чем мечтали — ошибочных решений не будет. The End. А дальше? В концепции, когда «человеческий фактор» — это беда и проблема, будущего нету. Чем мощнее будет становится машина, тем меньше будет оставаться места человеку, точнее человеку-роботу. Тому человеку, который «мешает» получению практических, конкретных результатов.
Место может остаться только человеку метафизическому, то есть тому, который «одухотворяет» пространство, привнося смыслы, ценности, чувства в происходящие события. Тому, который делает «человеческий фактор» добавленной ценностью, а не помехой. При таком отношении любые предметы, услуги, явления являются лишь «подложкой», которую человек наделяет объемом, придает ей вкус, индивидуальность и смысл.
Но для того, чтобы Человек мог привнести эту ценность, необходима Культура и Традиция. Иначе произойдет подмена, когда вместо реального результата будут философствования, вместо чувств — поверхностное эмоционирование и истерия, вместо смыслов — извращенные пропагандой губительные лозунги.
Однако, если не сформировать отношение к «человеческому фактору» как к ценности, а не к помехе, и не выстраивать культуру, которая способствует именно такому видению — мы обречены получить «плоскую» жизнь, без цвета и запаха. Плоскую, поскольку в стремлении получать больше практических результатов человек будет вынужден жертвовать и чувствами, и ценностями, и смыслами. В конечном счете он будет вынужден пожертвовать Человеком.
В качестве резюме: ставя во главу угла практичность и «эффективность» мы невольно сводим себя до роботов и ими же становимся. Наверное, было бы здорово вспомнить, что мы все же Homo sapiens, а не Homo roboticus. И задаться вопросом, а что питает нашу Человечность и как ее не потерять?
Думаю, что в текущий момент истории, вопрос Человечности актуален как никогда.