В кризисные времена христиане часто вспоминают пророчество об Антихристе, который является противником Иисуса. Антихрист с греческого так и переводится - противник мессии. Некоторые верят, что Антихрист уже пришел, и поэтому нужно готовиться ко второму пришествию Иисуса и Судному дню.
Но что сказано в Библии об Антихристе? Почему появился миф об Антихристе? Кто был, есть или будет Антихристом?
Термин "антихрист" встречается только в новозаветных Посланиях Иоанна:
"Дети, это время — последнее. Вы слышали, что должен прийти антихрист, и сейчас появилось много антихристов, из чего мы узнаем, что время — последнее". (Первое послание Иоанна 2:18)
"Кто такой лжец? Лжец — тот, кто отвергает, что Иисус — Христос. Такой человек — антихрист, он отвергает и Отца, и Сына". (Первое послание Иоанна 2:22)
"Но дух, не признающий Иисуса, — не от Бога. Это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и он уже есть в мире". (Первое послание Иоанна 4:3)
"Много обманщиков вышло в мир, не признающих, что Иисус Христос пришел в человеческом теле. Такой человек — обманщик и антихрист". (Второе послание Иоанна 1:7)
Других прямых упоминаний Антихриста в Библии нет. Только четыре.
Конечно, христианам этого было недостаточно, и они расширили представление об Антихристе, ссылаясь на остальные библейские книги. Сделали они это не просто так. Обратите внимание на третий стих из списка (1Ин 4:3). В отличие от других отрывков, где Антихрист - это просто тот, кто не признает Иисуса Христа, Бога (и таких антихристов может быть много), в третьем отрывке Антихрист - это тот, кто придет, и он уже есть в мире.
В других книгах Нового Завета заходит речь о неком "мятежнике", который возглавит великое восстание, но будет убит Христом:
"День этот не придет до тех пор, пока не произойдет отступление от Бога и не откроется человек беззакония, осужденный на погибель. Он будет противостоять всему, что называют божеством или святыней, и превозноситься над этим. Он даже займет место в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога". (Второе послание Фессалоникийцам 2:3-4)
В этом отрывке описывается как раз тот, кого потом будут называть Антихристом, хотя в отрывке такого слова нет.
Так миф об Антихристе встраивается в апокалиптический дискурс - он появится в последние времена, чтобы смутить людей, провозгласив себя богом, но затем придет Иисус и убьет его. Особо яркое описание Антихриста представлено в Откровении Иоанна Богослова, где он выглядит как чудовище с семью головами и десятью рогами. Этот зверь, "подобный барсу", был определен как Антихрист многими церковными авторитетами, такими как Ириней Лионский и Августин Аврелий.
Ранние христиане выстраивали представление об Антихристе на уже существовавшей эсхатологической традиции (эсхатология - учение о последних временах), которая сохранилась в пророческих книгах Ветхого Завета: "Гог и Магог" от Иезекииля, "Мерзость запустения" от Даниила. Данные представления отразились в пророческом Апокалипсисе Иоанна Богослова, последней книге Библии.
Современные исследования выявили аналогичные опасения по поводу эсхатологических врагов в Кумранской общине (одно из направлений иудаизма, возникшее во 2 веке до н.э.). Вера в последнего противника мессии также сохранилась в более позднем иудаизме в легендарных описаниях царя-гонителя Армилуса.
Почему христианам понадобился Антихрист?
Еще в 19 веке библеист Вильгельм Буссе выдвинул мифологичесое объяснение фигуры Антихриста. Он считал, что Антихрист рассматривался как проекция чудовища хаоса, воевавшего против бога-творца в ближневосточных космогониях (космогония - учение о происхождении мира).
Востоковед Чарльз Трипп полагал, что Антихрист возник в результате взаимодействия трех традиций: индивидуальных и коллективных представлений об эсхатологическом враге, основанных на политических событиях, мифической фигуре Велиала (падший ангел) и развитии мифа об императоре Нероне.
Вера в Антихриста возникла в результате взаимодействия древних иудейских мифов и текущей политической ситуации. Осквернение Храма царем Селевкидов Антиохом IV (167 г. до н.э.) и его жестокое преследование евреев были шокирующими событиями, которые требовали универсалистских интерпретаций, основанных на архетипических мифах.
Последующим преследователям евреев и христиан также был придан мифологический статус, и их истории, в свою очередь, еще больше сформировали легендарные повествования. Самым важным из этих гонителей был римский император Нерон (правил с 54 по 68 год н.э.). Основываясь на путанице, связанной со смертью Нерона, легенды о вернувшемся (или позже воскресшем) Нероне, который будет действовать как главный враг христиан, повлияли на ранние христианские и иудейские тексты (Вознесение Исайи, Оракулы Сивиллы).
Христианские мыслители 2-3 века пытались сплести различные традиции, касающиеся Антихриста, в единую картину. Сколько должно быть антихристов? Антихрист - человек или демон? Еврей или римлянин по происхождению? Лжепророк или император-гонитель?
Миф об Антихристе развивался как обратная сторона развития христологии (христология - учение об Иисусе) в ранней церкви: спекуляции на личности и прерогативах Христа поощряли внимание к его эсхатологической противоположности. В начале 3 века Ипполит Римский написал трактат "О Христе и антихристе", в котором кратко излагались верования и легенды об Антихристе. Ученики Ипполита продолжили развивать учение об Антихристе, работая с разными эсхатологическими традициями, где Антихрист выступал в двух ролях: римский гонитель, прототипом которого был Нерон, и лжемессия из колена Дана, который восстановит Храм в Иерусалиме.
Мифы об Антихристе продолжали процветать и после обращения Римской империи в христианство. Основываясь на описании многих антихристов в новозаветных посланиях Иоанна, донатистский епископ 4 века Тихоний Африканский подчеркивал морализаторский взгляд на последнего врага Иисуса как на совокупность злодеев внутри церкви. Эту традицию сохранил римский папа Григорий I (правил с 590 по 604 год).
Взгляды на "группового Антихриста" были распространены в Средние века. Коллективным Антихристом выступали еретики, мусульмане и иудеи.
Христианские верования об Антихристе, особенно те, которые возникли в Сирии, послужили источником для исламских мифов о последнем эсхатологическом враге, называемом Даджалем (обманщик). Хотя Даджаль не упоминается в Коране, миф о чудовищной фигуре появился рано: Даджаль должен явиться незадолго до Судного дня, чтобы ввести в заблуждение верующих, затем его убьет либо Иисус, либо Махди (последний пророк, который появиться в конце времен).
Письмо христианского монаха Адсо об Антихристе (10 век), написанное по образцу жития святого, изображает последнего врага как сочетание лжехриста и тирана. Версия Адсо сохраняла популярность до 15 века, пока не появились протестанты, которые постоянно объявляли антихристами римских пап. В дальнейшем, по традиции, каждая христианская конфессия объявляла Антихристом самого ненавистного врага.
Антихристами называли Наполеона, Муссолини, коммунистов. Сегодня антихристами для многих верующих выступают крупные политики, миллиардеры или главы церквей. Особо предприимчивые в воображении любят спекулировать на тему, что тот самый Антихрист уже среди нас, и править он будет определенное количество лет.
Способность фигуры Антихриста служить символом зла придала этой идее исключительное долголетие.
Мои ВК и Ютуб. Поддержать автора ☕.