Найти тему

Что слушали в ГДР? Рок-музыка страны, которой больше нет

Оглавление

Берлинская стена создала жёсткий физический барьер между Востоком и Западом, но коммунистическое правительство ГДР не преуспело в контроле над радиоволнами и постоянным притоком западной рок-музыки.

Puhdys
Puhdys
«Неужели нам нужно копировать всякую дрянь, которая идёт с Запада? Я думаю, товарищи, что надо положить конец однообразию "йе-йе-йе" и как бы оно ни называлось». Вальтер Ульбрихт, руководитель ГДР.

Чтобы спасти восточногерманских подростков от влияния капиталистической лже-культуры, правительство ГДР создало собственную музыкальную индустрию. Которая существовала с 1960-х до падения Берлинской стены.

Идеал поп-музыки ГДР 1969 года: Ина Мартелл в Восточном Берлине.

Puhdys

Первые герои нашего восточногерманского хит-парада — один из самых успешных проектов музыкальной сцены ГДР, группа Puhdys. Основанная в Ораниенберге в 1969 году команда умела балансировать между рамками государственного контроля, свободой творчества и массовой популярностью. Puhdys были настолько уважаемы в ГДР, что им даже разрешили гастроли на Западе. Под контролем органов, естественно.

Чтобы группа в ГДР получила возможность выступать, ей нужно было пройти худсовет и получить лицензии на выступления — Auftrittserserlaubnis. В Восточной Германии существовал единственный звукозаписывающий лейбл — Amiga Records. Одними из его самых продаваемых артистов были Puhdys. Пластинки «Пудис» выпускались и в СССР фирмой «Мелодия»:

Karat

Знакомство с музыкой ГДР позволяет находить группы, которые звучали в духе известных западных команд, но работали в параллельной, закрытой от посторонних глаз и ушей вселенной. Ещё один большой успех Amiga Records — прог-роковая команда Karat, сформированная в Восточном Берлине в 1975 году.

Восточногерманскому подростку, увлечённым рок-музыкой, было практическим невозможно достать, например, копию какого-нибудь альбома «Роллинг Стоунз». Зато у него на полке стоял шедевр «Der blaue Planet» 1982 года от Karat.

Группа умудрялась обходить цензуру. Например, эпическая песня «Albatros» бросала вызов строгим ограничениям на поездки в ГДР: «Альбатрос не знает границ»:

Klaus Renft Combo

В то время как Karat и Puhdys процветали, другим повезло меньше. Клаус Ренфт, основавший группу в Лейпциге в 1958 году, быстро набрал популярность благодаря своему рок-н-роллу, вдохновленному британским вторжением. После проблем с властями в 1962 году он переименовал команду в The Butlers. Но после бунта на концерте «Роллинг Стоунз» в Западном Берлине в 1965 году восточногерманское правительство наложило полный запрет на деятельность бит-групп.

В октябре 1965 года в Лейпциге, где были запрещены полсотни групп, более двух тысяч подростков вышли на улицы в знак протеста. В ходе «бит-бунтов» произошли ожесточённые столкновения с полицией, 267 человек были арестованы.

В 1967 году команда вновь вышла на сцену под названием Klaus Renft Combo. Группа существенно продвинулась в плане известности с 1970 по 1975 год, не боясь при этом затрагивать табуированные темы, отражающие реальность повседневной жизни в ГДР.

Успех угас в одночасье, когда группу запретили. Штази сочла длинноволосых и бородатых участников Klaus Renft Combo слишком радикальными. Они были вызваны 22 сентября 1975 года в Министерство культуры, чтобы обновить свои Auftrittserserlaubnis. Однако по прибытии музыкантам сообщили, что отныне на деятельность группы наложен запрет. Клаус Ренф вспоминал: «Нас просто больше не существовало. Как романе Оруэлла».

Silly

С середины 1980-х годов Silly попали в высшую лигу рок-музыки ГДР с альбомом «Bataillon d’Amour». Звучание команды существенно отличалось от привычного мейнстрима. Музыканты не боялись поднимать острые вопросы. Например, пели о проблеме умирающих городов. Вокалистку Тамару Данц сравнивали с Ниной Хаген:

Альбом Silly «Февраль» (1989) был первой пластинкой в истории рока ГДР, которая была выпущен совместно с западно-американской компанией:

City

Группа City была образована в Восточном Берлине в 1972 году. Дебютный альбом они записали в Западной Германии, что было редкой удачей для музыкантов из ГДР. Хит — меланхоличная фолк-роковая песня с партией скрипки «Am Fenster», которая прогремела также в ФРГ и Греции:

Pankow

Группа заявила о себе в Восточном Берлине в начале 1980-х. Поскольку тексты Pankow часто содержали критику режима, они часто сталкивались с проблемами при выпуске музыки. Оставаясь при этом одной из самых популярных и профессиональных групп местной рок-сцены.

Музыкантов сравнивали с «Роллинг Стоунз», но они также вдохновлялись The Clash и The Talking Heads. Впрочем, к любым влияниям Pankow находили авторский, оригинальный подход:

«Слишком долго видел одну и ту же страну, слишком часто слышал один и тот же язык, слишком долго ждал, слишком много надеялся, слишком часто кланялся старикам». Pankow «Langeweile» («Скука»)

#музыка #история #искусство #общество #культура