🇷🇺 КАМАЗ-7850 («Платформа-О») — семейство колёсных транспортёров под очень большую нагрузку, разработанное для Министерства обороны Российской Федерации. Планировалось, что оно будет служить возможной заменой шасси МЗКТ белорусского производства для установок запуска межконтинентальных баллистических ракет. Платформа-О включает в себя шасси КАМАЗ-7850 16х16 грузоподъёмностью 85 т, КАМАЗ-78509 12х12 грузоподъёмностью 60 т, тягач КАМАЗ-78504 8х8, способный буксировать полуприцеп 90 т, и КАМАЗ-78508 8х8 для передвижения самолётов на аэродромах. Это семейство разрабатывалось с прицелом на работу с ракетами РС-24 «Ярс». После распада СССР, единственным поставщиком колёсных ракетоносцев для России стал МЗКТ, на нём же и баластные тягачи, не считая иномарок. Завод КЗКТ, который и стал в 50 - х гг прошлого века дочерним предприятием Минского завода, в 2011 после долгих попыток вдохнуть в производство жизнь был признан банкротом и ликвидирован на хрен. Потому как в правительстве посчитали, что на фиг он нужен, белорусы же нам друзьями и партнёры. Естественно батько Лукашенко до сих пор использует этот, как рычаг давления) В Минобороны России с такой позицией видимо не согласились, поэтому в 2008 году был начат проект "Платформа - О". Головным исполнителем опытно-конструкторской работ по теме "Платформа - О" стало ОАО "КАМАЗ". Стоит отметить, что с момента появления первой информации о разработке перспективных "высокомобильных платформ " они стали подвергаться различной критике. Высказывалось мнение, что при наличии уже существующих белорусских машин разработка аналогов в России - пустая трата денег. Появлялись также материалы о возможных технических проблемах, которые испытывали конструкторы во время создания машин. Начиная с трансмиссии и заканчивая двигателем. Наработки КБ Курганского завода колёсных тягачей были утрачены. Позже, во время проведения первого Международного военно-технического форума "Армия-2015", стало известно, что в рамках выставки состоялась закрытая презентация опытных образцов машин по ОКР "Платформа-О". При этом достоянием общественности стали плакаты с изображением трех машин данного семейства. Самый большой тягач в этой серии показали широкой общественности на форуме Армия-2018. Российские военные возлагали на него большие надежды, планируя заменить им белорусский тягач МЗКТ-79221, который используется и на данный момент. При это мне лично непонятно, зачем было создавать внутреннюю конкуренцию с отечественными БАЗами? В частности, с тягачами БАЗ-69099 (12х12) БАЗ-690902 (8х8)? Очередное повторение ошибки со сходными по ТТХ внедорожными «КамАЗами» и «Уралами»? Кстати, данный проект очень щедро финансировался. В общей сложности, затраты на разработку и производство машин перспективного семейства оцениваются в 10 млрд рублей (источник – издание «Военно-промышленный курьер», автор – Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога»). При этом нет даже завода для стапельной сборки таких масштабных машин – производственные площади КамАЗа и дочернего Ремдизеля не подходят. В том же 2015 году, когда впервые представили эту платформу, прорабатывалась возможность покупки белорусского МЗКТ у правительства страны. Тогда батько в свойственной ему манере произнес на камеру: «Если три миллиарда долларов положат, будем рассматривать вопрос». В то времч денег в России не нашли. Очевидно, были заняты переводом БАЗа под крыло «Алмаза-Антея». Сумма, затребованная Минском, показалась чрезмерно завышенной, и многие в ВПК посчитали, что в России самостоятельно справятся с подобными задачами и за 2 млрд долларов. Прошло пять лет. Но признаков успешных опытно-конструкторских работ пока нет. С 2019 года на вооружении российской армии (точнее, в опытной эксплуатации) сейчас 5 ракетоносцев Камаз-7950. Больше закупать не планируется, так как машины сложные, ненадежные, укомплектованные иностранными агрегатами и чрезвычайно дорогие. На боевое дежурство машины с ракетами «Ярс» не выходят, а играют малозначительную роль вспомогательных шасси. Два года назад на КамАЗе решили все же перезапустить мертворожденную «Платформу-О». И в кооперации с другими автопроизводителями (в частности, с БАЗом) создать, наконец, работоспособный российский ракетоносец. По некоторым данным, от мотор-колес решено было отказаться в пользу схемы мотор-ось, в которой гораздо проще изолировать электродвигатели от влаги, осколков и пуль. На производство новые машины планируется вывести не раньше, чем к середине текущего десятилетия. Учитывая объем работ, верится в это с трудом.