Увидя образ свой, себя не узнала, поскольку тогда еще не существовало теории Лакана научающей нас, что самоидентификацию мы обретаем в зеркале. А вот древний миф о Нарциссе он совсем другой, Нарцисс себя идентифицировал и унифицировал, так, что не хотел видеть никого другого, возможно предвосхитил Лакана. Сегодня теория лаканианского зеркала превратилась в академическую дисциплину, не знаю, начали ли изучать в школе? И как-то сразу возникает сомнение: зеркало искусственное изделие познали давно, но широкое распространение оно получило только в 18-19 веках и как-то не верится, что оно могло оказать существенное влияние на психологию человечества. Непонятно как выживали и выживают люди без зеркала, как себя идентифицировали?
У меня внучки, и в их младенчестве я присматривался как реагируют на зеркало, Лакана бы они разочаровали, да и меня - никакого реагажа! Были у меня в доме и псы и кошки, и то же полное пренебрежение к теории великого ученого! Видимо у Лакана и собаки умней! Но допустим, ребенок узнал себя в зеркале, как вы измерили глубину влияния, которую оказала эта идентификация на его психику?
Нет, конечно нельзя и преуменьшать значение зеркала, не знаю как бы я себя чувствовал, не видя своей физиономии - это была бы какая-то кража образа. А что бы делали без зеркала женщины? Была у меня любовница, которая желала, чтоб это дело совершалось перед зеркалом, и это возвращает меня к моей грандиозной идее панвизионизма (эксвуайеризм). Это какое-то удвоение наслаждения с помощью зеркального вуайеризма. Слышал я от друзей, что некоторые, проникая в нее испытывают сожаление, что член в это время не виден - это тоже совпадает с моей теорией панвизионизма = борьба телесекса (зрительного) с телосексом, которая имеет миллионную историю (см . исходную статью). Но обычно мы смотримя в зеркало сами, и Лакан подозревает здесь нарциссизм, хотя некоторые испытывают перед зеркалом разочарование и желание себя перекроить, что современная хирургия позволяет. Мне, однако, попались две знакомые, которым пластика изуродовала носы, так что зеркало открыло новую эпоху нарциссизма и вуайеризма. И все же зеркало - это искусственное изделие не может и близко соревноваться с факторами природными, истинную теорию зеркала вы найдете в моей небольшой статье ВЗГЛЯД И ФИГОВЫЙ ЛИСТ - теория ПАНВИЗИОНИЗМа вытекающая из моего ЭВОЛЮЦИОННОГО ПСИХОАНАЛИЗА. Моя теория много глубже Лакановой, но ее никто не изучает, ее в упор не видят, не видят высоколобые интеллектуалы, чьи уши настроены только на авторитеты. Приведу только одну афористическую формулу из моей книги САДОМОРАЛИЗМ, которую тоже никто не приметил:
НЕ Я, А МОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ - ИСТИННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕСЛИ ЗЕРКАЛО ПЕРЕДО МНОЙ ДУХОВНОЕ. Я все время кричу до хрипоты: господа гиганты мысли! Вы не примечаете динозавров! Вот и Лакан призрел зеркальце, милая штучка, и целую философию написал, и это тоже мило, но почему Вы динозавров не заметили. А динозавр-то в данном случае - зеркало духовное - бездонный и безбрежный океан, ВЗГЛЯД выловленный мною как золотая рыбка из самого синего моря, ловите рыбку и поймаете динозавра, пригодится в хозяйстве!
Так не замечают сегодня мою эволюцию - революцию, не замечают идею беспаспортного мыслителя МЗ. Миллиард лет эволюции! Какая мелочь! Зато миллионы эпигонов страстно изучают нелепую выдумку Лакана “стадия зеркала”, которой не существует. Стадии зеркала нет, потому что стадии развития, о которых говорил Фрейд: оральная, анальная, генитальная - это стадии биологические, через них проходят все, а зеркало ребенок видит только случайно и обычно не обращает на него внимания, а если обращает то опознает меньше чем “Мартышка в зеркале увидев образ свой…” Мартышка как помним себя не опознала - подруг своих пять шесть… с чего вы решили что ребенок себя опознает? Тут нужна азбука для первоклассников.
По азбуке чтобы идентифицировать два образа, нужно видеть оба и сравнить.
а дитя видит только отражение в зеркале, самообраза у него нет, значит не с чем сравнивать и зеркальной идентификации быть не может, по азбуке не получается.
У Гегеля есть рассуждение: почему мальчик сидя на берегу бросает камни в воду, любуясь расходящимися кругами? Да потому, что он чувствует и понимает, что круги - его произведение - его самовыражение, и его власть над чем-то. Запомните самовыражение, власть, а не изображение!
Это то же в принципе, что Фрейд говорит о фекалиях ребенка, в которых дитя видит свое самовыражение, но конечно не изображение.
И это, как ни дико прозвучит, кардинальный конфликт искусства: Я пишу картину, что мне важней, образ что в конце, или процесс как самовыражение? Зевксис сказал бы, важен образ, который обманул бы даже птиц, Поллок не согласился бы - экспрессия! И в этой системе координат можно рассмотреть всю историю искусств.
Итак, господа не путайте самовыражение с самоизображением, хотя связь между ними органична. Азбучную ошибку эту совершает великий Лакан - тройка в дневник!
Не путайте ребенка с Нарциссом, тот все таки был взрослым юношей, он себя в отражении узнал. Нельзя сказать, что ребенок совсем не узнает себя в зеркале, любое столкновение с внешним миром - крупица познания и самопознания, дитя чувствует что в его власти движением руки изменять отражение, и это ему интересно, точно как мальчику интересно владеть кругами на воде, поэтому как ни дико, опознание ребенка в зеркале оно не зеркальное а экспрессивное, не лаканианское а гегелианское, не опознание образа, а опознание своего действия, своей власти над своим отражением.
Самопознание не образное а экспрессивное - различие чрезвычайно важное психологически и практически.
Никакой роли в развитии ребенка зеркало не играет, и объявлять случайные и очень редкие игры ребенка с зеркалом некой общей стадией развития - азбучная ошибка Лакана - тройка! Да вы конечно имеете в виду самоидентификацию в каком-то широком смысле, но тогда причем тут зеркало, отдайте его красавице, ато ребенок может и уронить.
Читайте классический труд МЗ, там сказано четко, что и
млад и стар самоидентифицируется в зеркале, но только в зеркале духовном, в том самом ВЗГЛЯДЕ (восприятии) который ознаменовал духовную коммуникацию еще в океане.
И вот десятками лет кричу я, ору, воплю: ЭВОЛЮЦИЯ!!! Вся она отпечатана в нашем мозгу, руководит нами вседневно, без прошлого нельзя понять настоящее, нет теории без истории! Возьмите хотя бы пример с вашего тотема Фрейда: чтоб понять взрослого он опускался до раннего его детства, потому что принцип СМОТРИ В КОРЕНЬ - не отменим!
БЕТОННОЕ МОЛЧАНИЕ УЧЕНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ!