Мобилизационный пункт в Невском районе находится в одном здании с центром допобразования детей. Но криков и смеха ребятни сейчас здесь не слышно. Весь второй этаж заняли сотрудники военкомата. Мобилизованные мужчины средних лет с большими сумками сидят в ожидании отправки. Чтобы отвлечься, им включили шпионский советский детектив. Друг с другом они почти не общаются, да и смотрят, скорее, в пол, а не в телевизор.
Тишину прерывает 72-летний ветеран-афганец Юрий Голуб. Вертолетчик пытался сам записаться в добровольцы, но ему отказали. Теперь пенсионер ежедневно приходит в пункт мобилизации и общается с каждым призывником для поднятия боевого духа.
- Еще ни одного уклониста я тут не видел, - сказал «КП-Петербург» ветеран. - Относятся с пониманием к повесткам и не бегают. Посмотрите, это простые русские мужики, работяги: повара, электрики, сварщики, монтажники. Я их всех хвалю. Консультирую по сборам и зарплате. Говорю, чтобы думали головой, не лезли, куда не надо, и вернулись героями, но главное - живыми.
Чуть бодрее остальных выглядят добровольцы. Ребята сами предлагают нам поговорить.
- Я не дожидался повестки и сам пришел в военкомат, - признается старший пулеметчик Андрей. - Отслужил по контракту четыре года, уволился семь лет назад. А сейчас долг зовет. Родственники с пониманием отнеслись. У меня отец бывший военный, никто не против.
«СКАЗАЛ ДОЧКЕ, ЧТО ЕДУ НА РАБОТУ»
Среди остальных резервистов выделялся двухметровый юноша. Парень представился 25-летним Сергеем Соколовым. Работал строителем в «Лахта Центре». Отслужил пять лет назад оператором-наводчиком. Повестка на мобилизацию пришла по адресу проживания мамы. Женщина испугалась письму и сначала попыталась защитить сына от призыва.
- Разволновалась. Не хотела, чтобы меня куда-то отправляли. Сказала сотруднице военкомата, что отношения у нас очень плохие и знать меня не хочет. Но позже я сам позвонил в военкомат и сказал, что готов идти на призыв, - вспоминает Сергей. - Сейчас хотим с гражданской женой оформить брак в воинской части. Она отреагировала с тревогой на мобилизацию. Да и меня эмоционально потряхивало. Утром провожала меня с двухлетней дочкой. Плакали. Дочке я объяснил, что еду на работу. Она ответила: «Хорошо, заработаешь себе на кроссовки, купишь и вернешься». Если бы все было так просто.
Сергей один из немногих, кто купил себе амуницию. У него рост 196 сантиметров и 45 размер обуви, поэтому парень подумал, что ему будет трудно подобрать удобную одежду в воинской части. На 15 тысяч рублей он купил берцы, большой рюкзак, разгрузочный бронежилет, балаклаву и аптечку. Пока молодой отец показывал все это добро нашему фотографу, перед призывниками выступили члены районного совета ветеранов.
- Есть один командир, и он отвечает за вас. Это ваш папа, а все остальные - его дети, - переходил на крик пожилой мужчина. - Вас не власть зовет, а Родина. Вас зовет ваш дом, ваши дети, внуки, мама и папа. И боремся мы не против Украины, а против коллективного Запада.
«ПОСМОТРИТЕ, КАК НАС МАЛО»
В Московском районе мобилизационный пункт с резервистами разместился в спортзале у стадиона «Московский». Внутрь пустили и родственников. Те не теряли времени - женщины целовали призывников, держали их за руки и обнимали. Много слов никто не произносил, все было понятно по взглядам.
Одна семья держалась особняком. Во главе белого стола в спортзале сидел оптимистичный мужчина, у которого не сходила с лица широкая улыбка. Это 55-летний офицер запаса Сергей Грищенко. Вокруг него сидели две дочки, жена и зять. Глава семейства сам попросился на службу. Пусть и не с первого раза, но его все же мобилизовали.
- В 1941 году, когда объявили мобилизацию, толпа парней стояла. А сейчас что? Посмотрите, как нас мало. Это неправильно, - расстраивается офицер. - Нам сейчас нужна новая идеология. На фронте я буду помогать командирам. Не дам ребятам упасть духом. Если надо, то и автомат в руки возьму. С 1991 года не служил, но все навыки сохранились.
Через пару дней на мобилизацию пойдет и зять офицера. Женщины спокойно относятся к выбору любимых мужчин.
- Плакали, но чтобы папа не видел, - шепчут девушки. - У нас позиция такая: почему чужой папа или муж должен нас защищать, а мой папа будет прятаться? Поэтому мы уважаем его выбор.
Уединение родных прервали представители военкома. Восьмерых мужчин построили в спортзале на фоне патриотичного плаката. Местные ветераны сказали напутственные слова, а батюшка всех благословил. Икону, крестик и молитву не взял только один резервист - мужчина отбежал из строя в объятия к родным. На прощании возле автобуса он был единственным, кто по-настоящему расплакался.
Шестерых мобилизованных из Московского района отправили в мотострелковые войска, еще двое остались ждать отправки в десант. Впереди их ждет месяц военных сборов.
- Простите, что тычем в вас камерами, - обращаемся к одной из влюбленных пар.
- Да что вы, не извиняйтесь. Все будет хорошо, наши парни обязательно вернуться, - ответила девушка, вытирая слезы промокшей салфеткой.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ: