Найти тему

"Собачеевка" Бахмута и Таганрога

Есть известная карта Таганрога 1863 года. Вот она. Выезд из города отмечен вот так:

Почтовая дорога их г. Бахмута и Ростова
Почтовая дорога их г. Бахмута и Ростова

Ростов понятно, но что за дорога на Бахмут, что это за город вообще такой?

1863 год. Таганрог в те годы имел население 42.5 тысячи человек. Это купеческий город - не смотря, что рядом развивается Ростов (30 тысяч человек) тут кипит жизнь.

А Бахмуте проживало тогда около 13 000 человек. По дорогам до него примерно 250 км по землям донских казаков: городов там особо нет.

Вскоре научно-технический прогресс разбудит эти земли - протянется железная дорога (в 1869 году), начнется активная добыча угля. Оживет Большой Донбас - Шахтный, Горловка и другие поселки вырастут вокруг угольных шахт.

В будущем из основанной в 1869 году Юзовки появится известный нам город Донецк. Он вырастет вокруг нового металлургического завода, построенного по концессии Российской Империи и английского предпринимателя. Тут начнут добывать из руды чугун (за 24 года до того, как в Таганроге устроят доменные печи бельгийцы)

Но в 1863 году ничего этого еще нет. Между Таганрогом и Бахмутом деревни, поля и степь. Поэтому, Бахмут был ближайшим крупным городом, если ехать на север. Вот и попал он указателем на карту.

Индустриализация второй половины 19-го века связала наши города следующим образом:

Бахмут - старый город - русские люди появились тут еще во времена Ивана Грозного. А с Петровских времен тут добывают соль - сначала выпаривали из соленых озер, а потом нашли залежи каменной соли в земле (благодаря выдающимся геологам А. П. Карпинскому и Н. Д. Борисяк).

-2

В 1860х в Таганроге жил Иван Петрович Скараманга - представитель греческой семьи Скараманга, осевшей в городе. У него был роскошный особняк на центральной улице, на семь окон и с двумя парадными:

ул. Петровская, дом напротив дома Гайрабетова.
ул. Петровская, дом напротив дома Гайрабетова.

Кроме этого, за городом, за предместьем другого видного горожанина Касперова, ему принадлежала большая земля: на ней был раньше устроен сначала кирпичный, а затем и кожевенный заводы. Во время индустриализации на его земле селились люди.

В 1874 году И. П. Скамаранга открывает в Бахмуте солеварочный завод, дающий 32 000 тонн соли в год. Через пару лет в Бахмут пускают железную дорогу (в Таганрог жд-сообщение вошло в 1869 году), так что семья Скараманга обеспечила себя на годы вперед.

История этой семьи в России закончилась после января 1918 года так:

.... погнали на шахты, например Воронкина, Георгия Хандрина и Дмитрия Скараманга. Два последних бежали, Хандрин где-то погиб, а Скараманга, лучше снабженный деньгами, добрался до Тифлиса и бежал за границу. Впоследствии его сын и дочь переехали к нему в Париж.
П. П. Филевский

К 1900 году 874 рабочих Бахмута работало на четырех солевых рудниках.

С началом добычи каменной соли в районе Бахмута Россия прекратила ввоз соли из-за границы (до 1885 ввозилось до 200 тыс. т соли ежегодно).

Каменная соль отправлялась в том числе морем, через Таганрог.

В память о связи наших городов нам осталось название одного из районов.

В старину, путник, выезжающий из Таганрога проезжал предместье (его включили в городскую черту только в 1880-ом году) под названием Новостроенка. В народе его называли Собачий хутор, уж много там собак водилось, говорят. И прижилось - до сих пор "номерные" переулки называют Собачеевкой.

Он мог проехать двести пятьдесят километров на северо-северо-запад и въехать в Собачеевку снова - на этот раз в пригород Бахмута. Собачеевкой район примыкающий к историческому городу с севера там называют до сих пор.

Кстати, Бахмут вернулся на карту совсем недавно. С 1924 по 2016 года он назывался Артемовском - в честь товарища Артёма, видного революционера, погибшего в 20-х годах при испытаниях поезда на воздушно-винтовой тяге.