Когда кто-то в классе плохо себя чувствовал, звали нашего классного руководителя Нину Федоровну Козионову. Она приходила, и сначала ладонью, а потом губами проверяла, есть ли температура. Я это очень хорошо помню. Вижу, как сейчас. Ей нужно было решить – отправить ребенка домой или оставить в школе. И лицо принимало беспокойное материнское выражение. Неважно кому она проверяла лоб: мне, Ваське Панкратову, Пашке Бочкареву, Юльке, Наташке, Антону… Неважно. Она была внимательна ко всем.
Я всегда могла позвонить ей, когда что-то не понимала по истории (это был ее предмет). В деревне у учителей помимо тетрадок, уроков со своими детьми, готовки, стирки и уборки, еще работа по хозяйству. Корова, которую нужно доить, а потом пропускать молоко. Иначе оно испортится. А у коровы теленок. Еще штук пять овец, которых нужно поить и кормить. Чистить у поросят. Я не говорю, что это все делает только женщина в доме, но часть обязанностей все равно лежит на ней. Так вот Нина Федоровна всегда находила время, чтобы растолковать мне то, что я не поняла. Помню, как она мне объясняла, как составить таблицу по датам по какой-то войне.
Как ей было трудно, я начала понимать, только когда у меня появились дети.
Сейчас очень трудно дозвониться до учителей. Классный руководитель моей дочери отвечает только в Вайбере. Не осуждаю ее. На учителей давит информационное пространство - чаты, переписки. Приходится защищаться. Моя дочка свою учительницу любит. Сегодня ушла в школу с подарком для нее. Сказала, что Алёна Сергеевна любит зефир в шоколаде. Мы купили подарочек, в том числе зефир в шоколаде. Ведь сегодня праздник!
Моя Нина Федоровна говорила, что она любит костянику (это такая ягода). «После бани с ней хорошо чайку попить», - как-то сказала она.
Помню, как однажды приехала домой на летние каникулы, пошла в магазин и встретила Нину Федоровну рядом с парком. Она шла и ела маленькую соленую рыбку. Мы с ней обе рады были встрече. Она мне говорит: «Хочешь рыбку?». А у нее она одна. Маленькая такая. Но, видимо, Нина Федоровна очень хотела меня чем-нибудь угостить, и она дала мне эту рыбку. Мы стояли и болтали, и не могли разойтись – а я ела рыбку…
Дорогие учителя, как хорошо, что вы у нас были, как хорошо, что вы были именно такими.
С праздником!