Найти в Дзене

Проблема современной жилой застройки Нижнего Новгорода

Автор: Нижегородский Урбанист
(https://vk.com/gorky_urban)

Градостроительная проблема – одна из важных в проектировании комфортной городской среды. Она затрагивает как малые города, провинции, так и крупные. Нижний Новгород – один из многих городов России, где вопрос о комфортной жилой застройке стоит на первом месте.

ЖК "Юг"
ЖК "Юг"

Еще с советских времен строительство многоквартирного жилья идет семимильными, колоссальными шагами. Новостройки появляются на любом свободном пространстве, образуют микрорайоны там, где еще недавно был пустырь, в частности, окраины города. С одной стороны, увеличение жилых площадей в быстрорастущем по населению городе – положительный момент. У людей появляются варианты для переездов из старых квартир в новые, в более удобные для них районы города, поближе к работе, учебе и т.д. С другой стороны – такая застройка ведется хаотично, а ускоренный темп строительства зачастую приводит к печальным результатам. Застройщики для экономии на времени строительства используют дешевые материалы, проектируют дома с учетом минимальных требований удобства. Все больше появляется жилых кварталов, не имеющих нормальной инфраструктуры, доступа к услугам разных сфер жизни, а уровень жизни в таких домах зачастую приводит к ухудшению качества жизни людей: как в физическом, так и эмоциональном плане. Тонкие стены, которые не удерживают тепло в холодные сезоны, быстро отсыревают, что приводит к увеличению заболеваемости жителей таких квартир. Постоянная слышимость происходящего в других квартирах, а также из своей влияют на психологическое состояние людей. Отсутствие инфраструктуры или минимальное ее количество приводят к увеличению затрат на проезд: в лучшем случае блага цивилизации находятся в нескольких минутах ходьбы, а в худшем – невозможно обойтись без собственного автомобиля, чтобы добраться до таких благ.

Историческая справка

Микрорайон – комплекс жилых и общественных зданий, таких как, например, школа, детский сад, магазины, расположенный на определенном участке города, имеющий доступ к транспортной и социальной инфраструктуре. Впервые идеи о создании микрорайонов возникли в 30-е годы в Европейских странах. В СССР в этот же период началась массовая застройка панельными домами, имеющими минимальные удобства для рабочего класса: очень маленькая кухня, небольшие комнаты и санузлы. Естественно, что и затраты на такую застройку были минимальными, так как застроить нужно было большие площади за короткий срок и с максимальной экономией для бюджета. В 1950-х, с приходом к власти Хрущева, проектирование жилья пошло по курсу «максимально просто, максимально дешево». Такие застройки в Нижнем Новгороде повсеместны, особенно такая застройка характерна для всей нижней части города и Советского и Приокского районов: практически идентичные друг другу жилые дома, различия которых лишь в цвете кирпича или панелей и укладке декораций из плитки.

Автозаводский район, где активно велась застройка в советский период
Автозаводский район, где активно велась застройка в советский период

Если поменялись проекты жилых застроек, применение различных форм здания для создания его уникальности, то абсолютно не поменялась застройка микрорайонов. Строятся несколько однотипных по проекту многоквартирных и многоэтажных домов, между которыми есть небольшая парковка, пара детских площадок и немного озеленения на фоне закатанных в асфальт и бетон площадок.

Еще одна проблема Нижнего Новгорода – застройка исторической части. В Нижегородском районе города сконцентрировано 90% исторической и культурной застройки, памятников архитектуры. Многие из них давно утратили красоту и величие из-за халатности собственников и властей города (в случае, если у здания нет собственника и оно принадлежит городу), а часть из них и вовсе были разрушены – если не временем, то самими же местными жителями или недобросовестными застройщиками современных жилых комплексов. Неоднократно можно было услышать новости о том, что «загорелась постройка 19-20 века, личность поджигателя не установлена», а через какое-то время на ее месте образовывалась стройка или парковка. Несложно догадаться, что разрушение постройки было спланировано в половине случаев (другая половина: маргинальный слой общества, облюбовавший заброшенное место и уснувший с сигаретой в руке, мусор, складируемый там местными жителями и подожженный хулиганами, даже банально засуха и высокие температуры воздуха). Даже сейчас, если подумать, историческая застройка уничтожается в районе строительства новых станций метро.

ул. Большая Покровская один из ярких примеров, где новые высотки пытаются вклиниваться в пространство между застройкой 19 века
ул. Большая Покровская один из ярких примеров, где новые высотки пытаются вклиниваться в пространство между застройкой 19 века

Вспомним о плохих застройщиках! Летом 2022 года, когда губернатор Нижегородской области Глеб Никитин приехал на проверку новой застройки для переселения из аварийного и ветхого жилья в Тоншаевском районе по просьбе одной из жительниц, купивших квартиру в этом доме. Что оказалось? Стены из гипсокартона, плесень и сырость, некомфортная планировка, отсутствие коммуникаций. Это говорит о том, что сфера строительства, давно уже находящаяся в частных руках и без надлежащего государственного контроля, имеет цель не построить комфортное благоустроенное жилье, а разбогатеть на людях, живущих в неблагоприятных жилых условиях.

Конечно, вопрос строительства новых многоквартирных домов достаточно сложный. Любой город хочет выглядеть современно, эстетично, но на практике многие аспекты этой деятельности почти не затрагиваются. С одной стороны, переселение населения из старых домов в новые – часть политики городского управления, но с другой стороны – выполнение этих планов производится грубо.

Так называемая «программа реновации», которая в теории должна была решить проблему переселения из ветхого, аварийного и иного жилья, на практике оказалась нереальнее, чем ожидалось. В большинстве случаев в рамках такой программы жилье немногим лучше того ветхого жилья, из которого переселяют. Различия только во внешнем виде, условия комфорта все те же.

Обратим внимание на Окский берег и Смарт-сити. Это микрорайоны на окраине города, позиционирующиеся как современные, комфортные дома, проектируемые с точки зрения современного строительства. Но есть нюанс. Оба микрорайона расположены за чертой города, хотя и относятся к нему, добираться оттуда, не имея собственного транспорта, проблематично, особенно сейчас, в условиях трансформации системы общественного транспорта. Более того, эти микрорайоны не оснащены такой инфраструктурой, позволяющей им существовать независимо от Нижнего Новгорода: большинство работает непосредственно в Нижнем Новгороде, вся социальная инфраструктура находится в Нижнем Новгороде (поликлиники, торговые центры, центры для детей, высшие учебные заведения, центры дополнительного образования и т.д.). Из имеющейся инфраструктуры есть только несколько школ, детских садов, небольших магазинов.

"Окский берег"
"Окский берег"
"Смарт-сити". Как говорится, ожидание и реальность... Проект красивый, а ситуация так себе
"Смарт-сити". Как говорится, ожидание и реальность... Проект красивый, а ситуация так себе

В Нижнем Новгороде наиболее часто встречаются точечная и ленточная застройки. Точечная застройка формируется из многоэтажных домов, но имеющих форму башни и стоящих одиночно, то есть не формирующих какой-либо архитектурный ансамбль микрорайона. В основном такая застройка происходит в Нижегородском районе, где современные дома пытаются вклинить между двумя историческими постройками. Это, например, проблемный дом "С видом на НЕБО", стройку которого неоднократно останавливали из-за проблем с подрядчиком и вроде бы процесс снова запущен, высотки вдоль улиц Ильинской и Большой Покровской, на пространствах среди советской застройки и на окраинах города.

Проект ЖК "С видом на Небо!", результат видели сами. Пример точечной застройки
Проект ЖК "С видом на Небо!", результат видели сами. Пример точечной застройки

Ленточная, или же строчная, застройка формируется из нескольких многоквартирных домов одной типовой застройки. Это, например, жилой комплекс «Седьмое небо», где многоэтажные дома стоят друг за другом в несколько рядов и образуют своеобразный микрорайон, жилой комплекс Аквамарин в Ленинском районе, Гагаринские высоты, Маршал Град, а также практически вся советская застройка. Такая высокоуровневая и узкая застройка применяется, чтобы заселить как можно больше людей на максимально небольшой занимаемой площади.

ЖК "Аквамарин". Пример ленточной застройки
ЖК "Аквамарин". Пример ленточной застройки

Анализ благоустройства городской среды

Для разработки каких-либо рекомендаций по решению проблемы современной застройки и благоустройству необходимо провести анализ существующей застройки.

Одним из наиболее важных факторов выбора жилья является время, затрачиваемое путь до необходимых объектов: учебы, работы, магазинов, развлечений. Пешеходная доступность – одно из самых необходимых условий при планировании городской среды. То есть, популярностью будут пользоваться дома, находящиеся в центре города или имеющие прямой доступ ко всем необходимым благам.

Безопасность также ключевой фактор. Популярностью, особенно у семей, будет пользоваться район, где можно безопасно выпустить гулять детей или самому пройти по улице без риска попасть в «криминальную» историю. Наибольшей популярностью будут пользоваться жилые кварталы, имеющие закрытую территорию, доступ у которой будет только у владельцев недвижимости в этом доме, закрытую парковку и системы видеонаблюдения.

Доступность общественного транспорта – третий ключевой фактор, влияющий на выбор недвижимости. Если в непосредственной близости имеется транспортная развязка или проходит достаточное количество транспорта в разные направления, особенно релевантные для жителя, то естественно, квартира в этом районе будет привлекательнее, чем на дальней окраине улицы или в глубине района, откуда путь занимает не меньше получаса до ближайшей остановки.

Исходя из полученных данных о благоустройстве, можно выявить несколько проблем, связанных с современной застройкой и комфортом местных жителей, которые необходимо учитывать при проектировании городского пространства и жилой застройки:

· Отсутствие дворовой территории или низкий уровень ее безопасности (открытые люки, сломанные элементы детских площадок, заброшенные места, заросли, овраги, плохая освещенность, отсутствие видеонаблюдения и т.д.);

· Отсутствие или неудовлетворительная организация парковок (несоответствие количества парковочных мест на количество квартир, из-за чего люди паркуются на газонах, детских площадках, у подъездов, на местах для пожарных машин и пожарных гидрантов, вдоль дороги, а также наоборот большая территория парковки, ограничивающая возможности для организации рекреационной инфраструктуры);

· Подтопляемость территории из-за отсутствия или некачественной работы систем отвода (ливневки и дренажи часто забиваются или не рассчитаны на тот объем воды, который может образоваться на подтопляемой территории, их отсутствие также ведет к невозможности отвода воды и подтоплению цокольных и первых этажей, подвалов, детских площадок, тротуаров и т.д.);

· Неудовлетворительное качество благоустройства (неэстетичные баннеры, вывески, лайтбоксы, отсутствие урн, зон для выброса мусора, озеленения, плохое качество тротуаров, открытый грунт, открытые или мешающие жителям канализационные люки, неправильное и неэффективное планирование внутридворовых дорожек, пешеходных троп, отсутствие пространств для разных групп населения и т.д.);

· Низкий уровень освещенности или его отсутствие;

· Низкий уровень разнообразия инфраструктуры для удовлетворения базовых потребностей (далекое расположение магазинов и супермаркетов, сервисов, различных услуг, учебных заведений, медицинских учреждений и т.д.);

· Низкий уровень транспортной инфраструктуры (низкое количество маршрутов, общественного транспорта и т.д.).

Таким образом, у нас есть список критериев для создания идеального (или близкого к идеалу) жилого микрорайона, двора или квартала. Внутренний двор и территория жилого комплекса, микрорайона или квартала должны обладать рядом характеристик, которые образуют комфортную городскую среду и в зависимости от типа двора (в исторической застройке, в низкоэтажной квартальной, среднеэтажной квартальной и микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной, современной высокоэтажной застройке) имеют свои собственные рекомендации к организации застройки территории и ее благоустройства. На основании выявленных проблем уже впоследствии проводится работа по благоустройству для устранения причин этих проблем как в настоящем, так и в будущем.

Заключение

Нижний Новгород – город с хорошей планировкой, сочетающей в себе и историческую и современную застройку, но зачастую уступающий требованиям застройщика на реализацию не всегда уместных проектов перед комфортом жителей. Все еще остается много благоустроенных на низком уровне и не благоустроенных дворов и микрорайонов современной застройки, остается проблемой историческая застройка и ее сохранение, а также универсальный и в то же время современный и уникальный дизайн-код внешнего вида застроек, позволяющий создать, в первую очередь, приятный вид города как для местных жителей, так и для туристов.