Автор: Нижегородский Урбанист
(https://vk.com/gorky_urban)
Градостроительная проблема – одна из важных в проектировании комфортной городской среды. Она затрагивает как малые города, провинции, так и крупные. Нижний Новгород – один из многих городов России, где вопрос о комфортной жилой застройке стоит на первом месте.
Еще с советских времен строительство многоквартирного жилья идет семимильными, колоссальными шагами. Новостройки появляются на любом свободном пространстве, образуют микрорайоны там, где еще недавно был пустырь, в частности, окраины города. С одной стороны, увеличение жилых площадей в быстрорастущем по населению городе – положительный момент. У людей появляются варианты для переездов из старых квартир в новые, в более удобные для них районы города, поближе к работе, учебе и т.д. С другой стороны – такая застройка ведется хаотично, а ускоренный темп строительства зачастую приводит к печальным результатам. Застройщики для экономии на времени строительства используют дешевые материалы, проектируют дома с учетом минимальных требований удобства. Все больше появляется жилых кварталов, не имеющих нормальной инфраструктуры, доступа к услугам разных сфер жизни, а уровень жизни в таких домах зачастую приводит к ухудшению качества жизни людей: как в физическом, так и эмоциональном плане. Тонкие стены, которые не удерживают тепло в холодные сезоны, быстро отсыревают, что приводит к увеличению заболеваемости жителей таких квартир. Постоянная слышимость происходящего в других квартирах, а также из своей влияют на психологическое состояние людей. Отсутствие инфраструктуры или минимальное ее количество приводят к увеличению затрат на проезд: в лучшем случае блага цивилизации находятся в нескольких минутах ходьбы, а в худшем – невозможно обойтись без собственного автомобиля, чтобы добраться до таких благ.
Историческая справка
Микрорайон – комплекс жилых и общественных зданий, таких как, например, школа, детский сад, магазины, расположенный на определенном участке города, имеющий доступ к транспортной и социальной инфраструктуре. Впервые идеи о создании микрорайонов возникли в 30-е годы в Европейских странах. В СССР в этот же период началась массовая застройка панельными домами, имеющими минимальные удобства для рабочего класса: очень маленькая кухня, небольшие комнаты и санузлы. Естественно, что и затраты на такую застройку были минимальными, так как застроить нужно было большие площади за короткий срок и с максимальной экономией для бюджета. В 1950-х, с приходом к власти Хрущева, проектирование жилья пошло по курсу «максимально просто, максимально дешево». Такие застройки в Нижнем Новгороде повсеместны, особенно такая застройка характерна для всей нижней части города и Советского и Приокского районов: практически идентичные друг другу жилые дома, различия которых лишь в цвете кирпича или панелей и укладке декораций из плитки.
Если поменялись проекты жилых застроек, применение различных форм здания для создания его уникальности, то абсолютно не поменялась застройка микрорайонов. Строятся несколько однотипных по проекту многоквартирных и многоэтажных домов, между которыми есть небольшая парковка, пара детских площадок и немного озеленения на фоне закатанных в асфальт и бетон площадок.
Еще одна проблема Нижнего Новгорода – застройка исторической части. В Нижегородском районе города сконцентрировано 90% исторической и культурной застройки, памятников архитектуры. Многие из них давно утратили красоту и величие из-за халатности собственников и властей города (в случае, если у здания нет собственника и оно принадлежит городу), а часть из них и вовсе были разрушены – если не временем, то самими же местными жителями или недобросовестными застройщиками современных жилых комплексов. Неоднократно можно было услышать новости о том, что «загорелась постройка 19-20 века, личность поджигателя не установлена», а через какое-то время на ее месте образовывалась стройка или парковка. Несложно догадаться, что разрушение постройки было спланировано в половине случаев (другая половина: маргинальный слой общества, облюбовавший заброшенное место и уснувший с сигаретой в руке, мусор, складируемый там местными жителями и подожженный хулиганами, даже банально засуха и высокие температуры воздуха). Даже сейчас, если подумать, историческая застройка уничтожается в районе строительства новых станций метро.
Вспомним о плохих застройщиках! Летом 2022 года, когда губернатор Нижегородской области Глеб Никитин приехал на проверку новой застройки для переселения из аварийного и ветхого жилья в Тоншаевском районе по просьбе одной из жительниц, купивших квартиру в этом доме. Что оказалось? Стены из гипсокартона, плесень и сырость, некомфортная планировка, отсутствие коммуникаций. Это говорит о том, что сфера строительства, давно уже находящаяся в частных руках и без надлежащего государственного контроля, имеет цель не построить комфортное благоустроенное жилье, а разбогатеть на людях, живущих в неблагоприятных жилых условиях.
Конечно, вопрос строительства новых многоквартирных домов достаточно сложный. Любой город хочет выглядеть современно, эстетично, но на практике многие аспекты этой деятельности почти не затрагиваются. С одной стороны, переселение населения из старых домов в новые – часть политики городского управления, но с другой стороны – выполнение этих планов производится грубо.
Так называемая «программа реновации», которая в теории должна была решить проблему переселения из ветхого, аварийного и иного жилья, на практике оказалась нереальнее, чем ожидалось. В большинстве случаев в рамках такой программы жилье немногим лучше того ветхого жилья, из которого переселяют. Различия только во внешнем виде, условия комфорта все те же.
Обратим внимание на Окский берег и Смарт-сити. Это микрорайоны на окраине города, позиционирующиеся как современные, комфортные дома, проектируемые с точки зрения современного строительства. Но есть нюанс. Оба микрорайона расположены за чертой города, хотя и относятся к нему, добираться оттуда, не имея собственного транспорта, проблематично, особенно сейчас, в условиях трансформации системы общественного транспорта. Более того, эти микрорайоны не оснащены такой инфраструктурой, позволяющей им существовать независимо от Нижнего Новгорода: большинство работает непосредственно в Нижнем Новгороде, вся социальная инфраструктура находится в Нижнем Новгороде (поликлиники, торговые центры, центры для детей, высшие учебные заведения, центры дополнительного образования и т.д.). Из имеющейся инфраструктуры есть только несколько школ, детских садов, небольших магазинов.
В Нижнем Новгороде наиболее часто встречаются точечная и ленточная застройки. Точечная застройка формируется из многоэтажных домов, но имеющих форму башни и стоящих одиночно, то есть не формирующих какой-либо архитектурный ансамбль микрорайона. В основном такая застройка происходит в Нижегородском районе, где современные дома пытаются вклинить между двумя историческими постройками. Это, например, проблемный дом "С видом на НЕБО", стройку которого неоднократно останавливали из-за проблем с подрядчиком и вроде бы процесс снова запущен, высотки вдоль улиц Ильинской и Большой Покровской, на пространствах среди советской застройки и на окраинах города.
Ленточная, или же строчная, застройка формируется из нескольких многоквартирных домов одной типовой застройки. Это, например, жилой комплекс «Седьмое небо», где многоэтажные дома стоят друг за другом в несколько рядов и образуют своеобразный микрорайон, жилой комплекс Аквамарин в Ленинском районе, Гагаринские высоты, Маршал Град, а также практически вся советская застройка. Такая высокоуровневая и узкая застройка применяется, чтобы заселить как можно больше людей на максимально небольшой занимаемой площади.
Анализ благоустройства городской среды
Для разработки каких-либо рекомендаций по решению проблемы современной застройки и благоустройству необходимо провести анализ существующей застройки.
Одним из наиболее важных факторов выбора жилья является время, затрачиваемое путь до необходимых объектов: учебы, работы, магазинов, развлечений. Пешеходная доступность – одно из самых необходимых условий при планировании городской среды. То есть, популярностью будут пользоваться дома, находящиеся в центре города или имеющие прямой доступ ко всем необходимым благам.
Безопасность также ключевой фактор. Популярностью, особенно у семей, будет пользоваться район, где можно безопасно выпустить гулять детей или самому пройти по улице без риска попасть в «криминальную» историю. Наибольшей популярностью будут пользоваться жилые кварталы, имеющие закрытую территорию, доступ у которой будет только у владельцев недвижимости в этом доме, закрытую парковку и системы видеонаблюдения.
Доступность общественного транспорта – третий ключевой фактор, влияющий на выбор недвижимости. Если в непосредственной близости имеется транспортная развязка или проходит достаточное количество транспорта в разные направления, особенно релевантные для жителя, то естественно, квартира в этом районе будет привлекательнее, чем на дальней окраине улицы или в глубине района, откуда путь занимает не меньше получаса до ближайшей остановки.
Исходя из полученных данных о благоустройстве, можно выявить несколько проблем, связанных с современной застройкой и комфортом местных жителей, которые необходимо учитывать при проектировании городского пространства и жилой застройки:
· Отсутствие дворовой территории или низкий уровень ее безопасности (открытые люки, сломанные элементы детских площадок, заброшенные места, заросли, овраги, плохая освещенность, отсутствие видеонаблюдения и т.д.);
· Отсутствие или неудовлетворительная организация парковок (несоответствие количества парковочных мест на количество квартир, из-за чего люди паркуются на газонах, детских площадках, у подъездов, на местах для пожарных машин и пожарных гидрантов, вдоль дороги, а также наоборот большая территория парковки, ограничивающая возможности для организации рекреационной инфраструктуры);
· Подтопляемость территории из-за отсутствия или некачественной работы систем отвода (ливневки и дренажи часто забиваются или не рассчитаны на тот объем воды, который может образоваться на подтопляемой территории, их отсутствие также ведет к невозможности отвода воды и подтоплению цокольных и первых этажей, подвалов, детских площадок, тротуаров и т.д.);
· Неудовлетворительное качество благоустройства (неэстетичные баннеры, вывески, лайтбоксы, отсутствие урн, зон для выброса мусора, озеленения, плохое качество тротуаров, открытый грунт, открытые или мешающие жителям канализационные люки, неправильное и неэффективное планирование внутридворовых дорожек, пешеходных троп, отсутствие пространств для разных групп населения и т.д.);
· Низкий уровень освещенности или его отсутствие;
· Низкий уровень разнообразия инфраструктуры для удовлетворения базовых потребностей (далекое расположение магазинов и супермаркетов, сервисов, различных услуг, учебных заведений, медицинских учреждений и т.д.);
· Низкий уровень транспортной инфраструктуры (низкое количество маршрутов, общественного транспорта и т.д.).
Таким образом, у нас есть список критериев для создания идеального (или близкого к идеалу) жилого микрорайона, двора или квартала. Внутренний двор и территория жилого комплекса, микрорайона или квартала должны обладать рядом характеристик, которые образуют комфортную городскую среду и в зависимости от типа двора (в исторической застройке, в низкоэтажной квартальной, среднеэтажной квартальной и микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной, современной высокоэтажной застройке) имеют свои собственные рекомендации к организации застройки территории и ее благоустройства. На основании выявленных проблем уже впоследствии проводится работа по благоустройству для устранения причин этих проблем как в настоящем, так и в будущем.
Заключение
Нижний Новгород – город с хорошей планировкой, сочетающей в себе и историческую и современную застройку, но зачастую уступающий требованиям застройщика на реализацию не всегда уместных проектов перед комфортом жителей. Все еще остается много благоустроенных на низком уровне и не благоустроенных дворов и микрорайонов современной застройки, остается проблемой историческая застройка и ее сохранение, а также универсальный и в то же время современный и уникальный дизайн-код внешнего вида застроек, позволяющий создать, в первую очередь, приятный вид города как для местных жителей, так и для туристов.